Психика прису-
ща индивидам от рождения до смерти и неотделима от их конечного существова-
ния, индивидуальной биографии. Дух же, в отличие от индивидуальной психи-
ческой жизни, всегда коллективен и надындивидуален. Он образует целостно-
сти, в которых воплощены единство и общность многообразных форм духовной
жизни, духовной деятельности и ее продуктов, объединяющие в обществе мно-
жество индивидов.
Нетрудно видеть непосредственную преемственную содержательную связь
теории духовного бытия Гартмана с гегелевской философией духа; он сам указы-
Философия ценностей и ценностная этика 41
вал, что дух в его понимании и есть то, что Гегель называл объективным духом. У
Гегеля объективный дух существует, однако как бы в двух формах, не всегда им са-
мим четко разграниченные. Во-первых, в качестве духовной субстанции совме-
стной общественной жизни (таков «дух народов»), он непосредственно проявля-
ется в коллективном сознании, в представлениях, убеждениях и иных духовных
формообразованиях членов данного общества.
Афонаризмы
Сообщений 991 страница 1000 из 1000
Поделиться9912008-03-20 19:49:37
Поделиться9922008-03-20 19:49:46
Во-вторых, помимо этого дух во-
площается в своих многообразных объективациях, то есть в общественных ин-
ститутах, в устойчивых способах жизнедеятельности общества, в действиях лю-
дей и в продуктах их практической деятельности и духовного творчества. В итоге
гегелевский объективный дух охватил всю общественно-историческую реаль-
ность. Гартман сохранил от Гегеля обе эти формы явленности объективного духа,
именуя их соответственно духом «живым» и «объективированным» (в материаль-
но-вещных формах). При этом он отверг гегелевскую спекулятивную конструк-
цию в целом, в том числе и субстанциальную трактовку объективного в качестве
порождения и ступени развития мышления как всеобщей субстанции.
Поделиться9932008-03-20 19:49:54
Но в ре-
зультате сам Гартман вынужден был остановиться перед загадочностью способа
бытия духа, которая кажется ему тем более удивительной, что речь идет о бытии
всем известных явлений, таких как язык, право, обычаи, нравы, искусство, рели-
гия, наука, философия и пр. Дух, по Гартману, не есть сознание, так как сознание
существует только в форме индивидуальных сознаний. Духовному же бытию
присуще историческое индивидуализированное и изменчивое существование,
не совпадающее со временем жизни индивидов. По отношению к индивидам и
их сознанию дух выступает как объективная независящая от них данность и как
реальная сила, формирующая индивидов и подчиняющая их себе. Нарушители
норм морали и права на себе чувствуют принудительную власть духа.
Поделиться9942008-03-20 19:50:05
Хотя терминология и представления Гартмана о слоях и ступенях психическо-
го, духовного и идеального бытия, равно как и их внутренние характеристики в
ходе его творческой биографии подвергались некоторым уточнениям и измене-
ниям, общая их конструкция сохранилась. В целом Гартман был склонен разли-
чать в духовном бытии три его формы (слоя): личный (персонифицированный),
объективный и объективированный дух. Личный (личностный) «живой» дух ха-
рактеризует формируемого духом индивида как социально ответственное суще-
ство в его связях с обществом. Объективный—это также «живой» исторический
общественный надындивидуальный (коллективный) дух. Объективированный
дух, воплощенный в продуктах культуры, науки и искусства, принадлежа сфере
реального бытия, в состоянии воплощать в своем содержании вневременные
идеальные истины и ценности.
Поделиться9952008-03-20 19:50:14
В отличие от Гегеля общество и история у него не
дух, вернее, не «только дух», то есть не чисто духовные образования, так как они
включают в себя материально-вещественные элементы, многообразные виды и
формы практической деятельности и взаимодействий. Но, как замечал Гартман,
и без духа нет общества и истории. Сопоставив две последовательно монистиче-
ские версии философии истории: идеалистическую Гегеля и материалистиче-
скую К. Маркса, он обе счел односторонне монистическими, не учитывающими
многослойности общественно-исторического бытия и многообразия его внут-
ренних связей.
Поделиться9962008-03-20 19:50:25
Всему, что существует независимо от субъекта и от его сознания, присуще объ-
ективное бытие «в себе». Таков способ реального объективного бытия. Но «в себе»
42 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
(«само по себе»), утверждал Гартман, существует не только реальное, но и иде-
альное бытие. Первоначально идеальность бытия взята Гартманом в самом об-
щем и негативном смысле — как его ирреальность. Ирреальными (по содержа-
нию) являются, правда, и чисто субъективные представления в сознании людей
(фантазии, предрассудки и пр.), не соответствующие никаким объектам, но по
способу своего бытия они реальны, принадлежат психическому способу бытия в
сознании людей. Идеальное же, напротив, существует объективно, независимо
от сознания субъекта. Идеальное бытие отлично не только от материально-ве-
щественного бытия (что само собой разумеется), но в отличие от душевной жиз-
ни и духа ему не присущи временные и индивидуальные параметры существова-
ния, оно вневременно, вечно и неизменно.
Поделиться9972008-03-20 19:50:36
В отличие от реального бытия, которому мы в качестве телесных, психических
и разумных существ принадлежим сами, и в котором протекает наша жизнь, дан-
ного нам в опыте и познаваемого нами апостериорно, бытие идеального (идеаль-
ное бытие) непосредственно в опыте нам не может быть дано. Поэтому все иде-
альное обладает «данностью для нас» только в форме априорных феноменов на-
шего сознания. Но с априорным познанием (как его понимала прежняя филосо-
фия и сверх того, что уже обсуждалось в связи с общей трактовкой априорного)
связаны затруднения. Считалось, что априорно могут познаваться лишь сущно-
сти вещей, их «чтойность» (что они есть), но не их действительное существова-
ние или несуществование (есть ли, существуют ли они).
Поделиться9982008-03-20 19:50:47
Эту ситуацию предель-
но заострил Кант, показав, что теоретически априорно «из одних только поня-
тий» никак не может быть выведено бытие объектов этих понятий; последнее
может фиксироваться только в опыте. Поэтому, по Канту, априорное познание
может дать знание только возможного, но не действительного бытия.
Гартман прекрасно осознавал, что из априорной данности в нашем сознании
представлений о каких-то идеальных объектах мы не вправе достоверно заклю-
чать ни о том, существуют ли таковые объекты сами по себе, ни о том (если су-
ществуют), действительно ли мы их при этом познаем такими, каковы они есть
(о чем также уже упоминалось). Идеальное бытие оказывается недоказуемым
ни апостериорно, ни априорно. Остается искать косвенные его доказательства.
Наиболее удобным для обнаружения феномена идеального бытия оказались
«математические предметы». Они, по Гартману, ни вещно-реальные, ни только
лишь мыслимые нами. В последнем случае было бы невозможно объяснить,
почему и как они помимо нашего сознания пронизывают всю природу.
Поделиться9992008-03-20 19:51:00
Тре-
угольник как идеальный математический предмет не тождествен ни мыслимо-
му нами понятию треугольника, ни его воплощениям в природных или искус-
ственных предметах. Математические предметы и отношения обладают незави-
симым от нашего мышления и познания идеальным вневременным неизмен-
ным бытием.
Аналогично с тем, как обосновано идеальное бытие математических предме-
тов, может быть аргументирован аналогичный способ бытия других идеальных
сущностей — онтологических категорий и законов природы. Как и математиче-
ские отношения, они (независимо от того, познаны ли они нами) пребывают
также и в реальном мире в качестве его внутренних структур.
Поделиться10002008-03-20 19:51:42
Вот и добита эта тема. Общими усилиями.