В теоретическом знании помимо апри-
34 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
орных интуитивных истин — хотя все идеальное, по Гартману, познаваемо толь-
ко априорно—есть еще и выводное знание, способы его аргументации и провер-
ки. Математические отношения и законы природы могут быть обнаружены и в
реальном бытии, в опыте — хотя и не в присущей им самим по себе идеальной
форме. Но единственным доступным нам способом познания ценностей остает-
ся непосредственное ценностное чувство, ибо рационально доказать содержа-
ние ценностей и само их существование невозможно. Тем не менее Гартман вы-
нужден был настаивать на том, что в своей основе и чаще всего ценностное чув-
ство дает истинное знание, и что переживать в качестве ценного можно только
то, что объективно есть ценность и лишь такой, какова она сама по себе, за ис-
ключением тех, кто к этому не способен. Ценностное чувство, настаивал он, не
менее объективно, чем интуитивное математическое познание.
Афонаризмы
Сообщений 961 страница 990 из 1000
Поделиться9612008-03-20 19:44:25
Поделиться9622008-03-20 19:44:34
Такова была позиция Гартмана в отношении априорного познания ценностей
в «Этике». Суть ее сохранилась и позже, однако в поздних его трудах содержатся
и новые моменты, суть которых в следующем. Раньше априорное познание цен-
ностей рассматривалось Гартманом как однотипное с познанием математиче-
ских отношений и законов природы. Со временем его теория познания сущест-
венным образом уточнялась и дифференцировалась. Напомним, что все акты, в
которых сознание имеет дело с объектами, существующими вне его (в отличие от
имманентных актов самопознания), названы Гартманом «трансцендентными
актами». Трансцендентным в отношении сознания является как априорное, так
и апостериорное (эмпирическое) познание.
Поделиться9632008-03-20 19:44:43
Гартман обнаружил, однако, что
чисто познавательное отношение, преследующее цели только познания, с при-
сущей ему специфической познавательной установкой есть лишь частный слу-
чай в ряду многих трансцендентных актов сознания. Наряду с «трансцендент-
но-познавательными» актами существует и множество «трансцендентно-эмо-
циональных» актов. Среди трансцендентных актов, по Гартману, чистое позна-
ние (такое, как научное) есть единственный неэмоциональный акт. Все осталь-
ные трансцендентные акты, фиксирующие вовлеченность человека в жизнен-
ные ситуации, его стремления, страсти, поступки, заинтересованность, пережи-
вания, активность, страдания и пр.,— все они эмоциональны.
Поделиться9642008-03-20 19:44:53
Нет возможности
воспроизводить здесь весь спектр подробно проанализированных Гартманом
трансцендентно-эмоциональных актов, начиная с простейших «эмоциональ-
но-рецептивных» и заканчивая трудом, осуществлением свободы и ценностны-
ми реакциями человека на жизненные ситуации. Во всех них в какой-то мере
осуществляется также и познание, но человек здесь не противостоит объектам в
качестве познающего субъекта, а непосредственно экзистенциально включен в
эти акты, «захвачен» реальными жизненными отношениями.
Поделиться9652008-03-20 19:45:03
Познание, осуществляемое в трансцендентно-эмоциональных актах, всегда
опытное (апостериорное), за исключением одного, но в данном контексте само-
го важного — это познание ценностей. Ценности познаются априорно, но не в
познавательно-трансцендентных актах теоретического познания, а в эмоцио-
нально-трансцендентных. Этот вывод дает Гартману возможность обосновать
гораздо бóльшую степень притязаний на истинность априорного познания цен-
ностей в сравнении с научно-теоретическим познанием.
Поделиться9662008-03-20 19:45:15
В априорном теорети-
ческом познании (оставаясь внутри него) невозможно отличить истинные фено-
мены сознания от иллюзорных. Эмоционально-трансцендентные акты, в кото-
Философия ценностей и ценностная этика 35
рые вовлечен субъект, обладают в отношении его принудительной силой, что по-
вышает степень убедительности и достоверности обнаруживаемых в них ценно-
стей. В этом главное отличие априорного познания ценностей от также априор-
ного познания математических отношений, онтологических категорий и зако-
нов природы.
Поделиться9672008-03-20 19:45:27
Трактовка ценностного познания как эмоционально-трансцендентных актов
позволила Гартману объяснить, почему ценности в качестве феноменов созна-
ния обладают для человека принудительностью, императивностью (о чем еще
пойдет речь при обсуждении праксиологии ценностей). Они воздействуют на
человека подобно реальным жизненным обстоятельствам и ситуациям, кото-
рые захватывают его, требуя от него его ответа и принятия решений. Кроме
того, учение об эмоционально-трансцендентных актах призвано было объяс-
нить, почему ценности даны сознанию именно в форме эмоционального ап-
риори, что ранее Шелером и Гартманом просто фиксировалось как факт.
Поделиться9682008-03-20 19:45:36
В «Этике» упоминалось о «фрагментарности» исторического и индивидуаль-
ного ценностного сознания, но при этом допускалась также и возможность
ошибок и иллюзий самого ценностного чувства. Позже такая возможность
Гартманом по сути отвергается. Если ценностное чувство не «схватывает» те
или иные ценности, то это не ошибка его, а избирательная «слепота». Но все то,
что однажды было априорно постигнуто субъектом как ценность, не может ут-
ратить для него качества ценности, перестать ею быть.
Поделиться9692008-03-20 19:45:45
Гартман категорически
отвергает требование «переоценки всех ценностей» Ф. Ницше, мотивируя это
тем, что ценность не может стать «не-ценностью» и тем более — «антиценно-
стью». В результате проблема априорного познания ценностей для Гартмана су-
щественно упростилась: если в ценностном чувстве нет ошибок и заблуждений,
то снимается и проблема критериев его истинности, она просто перестает быть
проблемой. Историческая изменчивость ценностных представлений, группо-
вой и индивидуальный плюрализм ценностного сознания порождены, полагает
Гартман, не ошибками априорного ценностного чувства, а тем, что наше позна-
ние абсолютных ценностей хотя и истинно, но всегда неполно, односторонне и
недостаточно глубоко. Оно изымает из объективно существующей универсаль-
ной системы ценностей отдельные ее фрагменты, меняет предпочтения, отби-
рает одни и опускает другие, подвергая их к тому же не всегда адекватному ра-
циональному осмыслению.
Поделиться9702008-03-20 19:45:55
Онтология ценностей: идеальное бытие. Априорен способ, каким ценности
первично даются субъекту, и априорно их познание. Но это лишь способ суще-
ствования (как феноменов нашего сознания) ценностей в нас, их явленности
для нас, но отнюдь не тот способ бытия, какой присущ им самим по себе. С ус-
тановлением того, что ценности познаются ценностным чувством субъекта ап-
риорно и адекватно, пока еще, замечал Гартман, понятие объективных ценно-
стей обрело только гносеологический смысл, тогда как своеобразие
собственного способа их бытия при этом еще даже не затронуто.
Поделиться9712008-03-20 19:46:07
Противопо-
ложность a posteriori и a priori — всего лишь познавательная, а не бытийная
противоположность. Где и как существуют познаваемые сознанием субъекта
феноменологически априорно ценности сами по себе,— это проблематика
онтологии ценностей.
36 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
Ни наше сознание, ни реальный мир не являются, по Гартману, тем «ме-
стом», где ценности обладают самостоятельным существованием, хотя «при-
сутствуют» они и там, и там то ли в качестве феноменов ценностного сознания,
то ли будучи воплощенными в реальных объектах мира. Ценности сами по себе
существуют объективно, независимо от сознания субъектов и от реальности, и
их бытие автономно.
Поделиться9722008-03-20 19:46:16
Гартман поясняет, что ценности могут быть названы сущностями в двух
смыслах. В первом сущность понята как внутреннее основание явлений. В этом
смысле законы природы — это сущности явлений, в которых они проявляются.
Так и этические ценности являются внутренними основаниями всех феноме-
нов моральной жизни. Во втором смысле ценности как сущности — это авто-
номно существующие объекты. Они абсолютны по способу существования,
сами себя обосновывают, не определены ничем иным, остаются теми же вне за-
висимости от того, познаются ли они кем-то и реализуются ли где-то. Ценно-
сти «сами по себе» абсолютны и по значению. Их значение, содержание, ранг,
место в иерархии ценностей незыблемы; изменить их не может никто и ничто.
При этом, подчеркивал Гартман, абсолютность значения ценностей отнюдь не
совпадает с априорностью их познания — это разные принципы.
Поделиться9732008-03-20 19:46:29
Априорность
характеризует познание ценностей (гносеология), абсолютность их бытия и
значения — способ бытия ценностей (онтология). В то же время абсолютность
бытия, содержания и «надвременного смысла» ценностей вполне совместима с
релятивностью человеческих оценок, то есть с относительностью их значимо-
сти и актуальности в историческом человеческом сознании.
Поделиться9742008-03-20 19:46:43
Но после утверждения Гартманом абсолютного идеального бытия ценностей
(в качестве идеальных сущностей) еще не проясненными остаются центральные
вопросы онтологии ценностей. В чем своеобразие и каков онтологический ста-
тус идеального бытия? Как его можно обосновать и конкретизировать? Что такое
«сферы идеального бытия», обладающие вместе с ценностями общей «модально-
стью идеального бытия в себе»? Чем идеальное бытие ценностей отличается от
бытия других идеальных объектов? В тексте «Этики» содержались лишь предва-
рительные ответы на эти вопросы, причем в достаточно общей форме.
Онтологические основания философии ценностей Гартмана.
Поделиться9752008-03-20 19:46:54
С«Этики» Гартман на-
чал создание системы философии, фундаментом и центром которой стала его
«новая, критическая онтология», развернутая и конкретизированная в после-
дующих сочинениях. Помимо серии статей он издал три книги по онтологии:
«К основам онтологии» (1934), «Возможность и действительность» (1938),
«Строение реального мира» (1940). Реконструкция главных идей онтологии Гарт-
мана (хотя бы в тезисной форме) важна здесь не только для прояснения статуса
самостоятельного идеального бытия ценностей, но и потому, что отношения
ценностей и реального бытия, проблемы возможности свободы и другие осмыс-
лялись Гартманом в контексте онтологии и на ее основе. Но все же здесь речь мо-
жет идти лишь о тех моментах онтологии, которые существенны для понимания
его философии ценностей и ценностной этики.
Поделиться9762008-03-20 19:47:09
Гартман осознавал себя участником начавшегося в ХХ в. «онтологического
поворота» в философии, понятого им в качестве необходимой реакции на «пус-
тоту содержания» господствовавших тогда в философии и (как он полагал) де-
Философия ценностей и ценностная этика 37
градирующих неокантианства, позитивизма и психологизма.
Поделиться9772008-03-20 19:47:18
Он был убежден,
что философия, не имеющая в своем основании онтологии, невозможна и на
деле никогда не существовала. Даже крайний скептицизм, объявляющий все бы-
тие видимостью, должен как-то объяснять эту видимость, при этом неожиданно
для себя обнаруживая, замечал Гартман, что объяснить ее ничуть не легче, чем
объяснить бытие. Более того, ни одна из специальных наук невозможна без ее
онтологического обоснования. Констатируя неизбежность онтологического по-
ворота, Гартман, однако, не был склонен преувеличивать достигнутые на этом
пути результаты, как чужие, так и свои собственные. При сохранении традици-
онных онтологических проблем, полагал он, ныне уже невозможно восстановле-
ние прежних вариантов онтологии, конструировавшейся дедуктивным образом
из априорных принципов. Следует исходить не из всеобщих основоположений, а
из анализа феноменов, от них восходя к общим выводам. Но пока на пути созда-
ния такой новой онтологии ведется лишь подготовительная работа и делаются
только первые шаги.
Поделиться9782008-03-20 19:47:27
Подобно М. Хайдеггеру (как упоминалось, некоторое время бывшего кол-
легой Гартмана по Марбургскому университету), упрекавшему всю новоевро-
пейскую метафизику в «забвении бытия», Гартман также обнаружил в ней утрату
первоначального философского смысла проблемы бытия. Солидарен он был с
Хайдеггером и в признании важности онтологического различения бытия и су-
щего, равно как и в том, что основным вопросом онтологии является вопрос не о
сущем, а о бытии. Но в отличие от Хайдеггера Гартман не был склонен противо-
поставлять эти вопросы, считая необходимым начинать анализ бытия с исследо-
вания сущего как такового, ибо бытие всегда есть бытие некоего сущего, и невоз-
можно говорить о бытии, минуя сущее. Бытие и способы бытия (сами по себе по-
мимо сущего) недоступны ни теоретическим дефинициям, ни эмпирической
фиксации.
Поделиться9792008-03-20 19:47:35
Гартман обнаружил при этом, что отнюдь не всем участникам современного
поворота к онтологии и к проблеме бытия удается полностью избавиться от
субъективного принципа Новой философии. Не удалось это, полагал он, и Хай-
деггеру, избравшему в качестве отправной точки онтологии присутствие
(Dasein), то есть бытие, открывающееся в его отношении к человеку. Гартман так
интерпретирует Хайдеггера: ответ на вопрос о бытии может быть обретен в бы-
тии особого сущего, то есть в присутствии (Dasein), преимущество которого пе-
ред иным сущим в том, что это особое сущее, понимающее себя в своем бытии.
Онтология Хайдеггера и основывается на экзистенциальном анализе этого при-
сутствия. Для Гартмана это все еще «субъективизм» в той мере, в какой игнори-
руется самостоятельность бытия «сущего самого по себе» вне и помимо его отно-
шения к жизни и сознанию человека. Хайдеггер редуцировал проблематику бы-
тия к вопросу о «смысле бытия», тем самым преобразовав онтологический во-
прос о бытии в вопрос о его смысле.
Поделиться9802008-03-20 19:47:45
Гартман не прошел и мимо преимущества позиции Хайдеггера в той мере, в
какой тот (в отличие от гносеологизма прежней философии сознания) положил
в основу не познавательное отношение субъекта, а «присутственное» отношение
к миру живущего и действующего в мире человека. Но это, по мнению Гартмана,
еще не преодолело прежнего философского исследования сущего и бытия толь-
ко лишь в их отношении к человеку, ибо подмена бытия как такового бытием в
38 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
его данности человеку открывает путь к релятивистским и персоналистиче-
ски-экзистенциальным трактовкам бытия. Редукция Хайдеггером вопроса о бы-
тии к вопросу о смысле бытия, как полагал Гартман, и вовсе вводит в заблужде-
ние. Обсуждая возможные интерпретации смысла бытия, Гартман обнаружил,
что понятие «смысл» применительно к бытию или излишне, или двусмысленно.
«Смысл в себе» — нечто абсурдное, потому что всякий смысл всегда есть «смысл
для кого-то». И в любом случае «обладание смыслом» не тождественно бытию
того, что обладает смыслом, таким образом, вопреки уверениям Хайдеггера, во-
прос о смысле бытия не является собственно онтологическим вопросом о самом
бытии.
Поделиться9812008-03-20 19:47:56
Требование онтологического и методологического монизма, хотя оно и не все-
гда реализовывалось в истории философской мысли, на протяжении многих ве-
ков выступало в качестве регулятивного принципа философствования, его идеа-
ла, критерия и нормы. С утверждения, что бытие едино, начиналась греческая
философия. Предполагалось, что единое универсальное основание бытия долж-
но быть постигнуто в монистически выстроенном философском учении. Даже
онтологический дуализм Декарта (признание мышления и протяженности само-
стоятельными и не взаимодействующими субстанциями) восполнялся отчасти
его убеждением, что все содержание философии может и должно быть выведено
из единого принципа (первоначала). Немецкий классический идеализм, обнару-
жив в предшествующей новоевропейской философии онтологический и гносео-
логический дуализм мышления и бытия, субъекта и объекта, свою главную зада-
чу видел в необходимости его преодоления на пути обоснования (в разных вари-
антах) тождества мышления и бытия.
Поделиться9822008-03-20 19:48:06
В результате Фихте и Гегель создали макси-
мально последовательные системы философского монизма. В XIX в. требование
монизма в философии несколько ослабло, тем не менее (от Шопенгауэра и Мар-
кса до неокантианцев и философии жизни) оно не утратило значения.
Онтология Гартмана в ряде отношений оценивалась порой как архаичная для
ХХ в. и даже как реставрация аристотелевско-схоластической традиции. Но от-
ношение к философскому монизму—это тот пункт, в котором Гартман в полной
мере предстал как современный мыслитель. В ХХ в. все бóльшую силу обретало
убеждение, что многомерный и многоаспектный мир непостижим ни с какой од-
носторонней монистической философской позиции. Параллельно с этим при-
знанием неосуществимости монистической установки утратил очарование и сам
идеал философского монизма. Современная философская мысль, как правило,
не только допускает, но и предполагает совмещение и наложение разных теоре-
тических проекций, горизонтов, перспектив, ракурсов в осмыслении плюрали-
стичной в своих основаниях и измерениях реальности.
Поделиться9832008-03-20 19:48:16
Гартман развернул крити-
ку монистического принципа в философии, руководствуясь убеждением, что
философское утверждение единства всего сущего есть всего лишь рационали-
стический предрассудок, и сам в своей онтологии последовательно реализовал
идеи плюрализма и многослойности, многоуровневости бытия и сущего.
Здесь уместно терминологическое пояснение к различению онтологии и ме-
тафизики. Традиционная «школьная» метафизика, в полемике с которой форми-
ровалась критическая философия Канта, подразделялась на «общую» и «специ-
альную». Специальная метафизика исследовала вопросы о душе и ее бессмер-
тии, о мире в целом и о бытии Бога. Общая метафизика по объему и содержанию
Философия ценностей и ценностная этика 39
совпадала с онтологией. В написанных Гартманом на протяжении жизни текстах
понятие «метафизика» использовалось не всегда в одном и том же смысле. Но
главный таков. Во всех областях философии есть предельные фундаментальные
вечные проблемы, неразрешимые до конца нашими ограниченными познава-
тельными способностями. Они и есть метафизические проблемы в строгом
смысле слова, и в них всегда есть нечто иррациональное.
Поделиться9842008-03-20 19:48:26
Следует учесть, однако,
что для Гартмана иррациональное — это понятие не онтологическое, а только
гносеологическое: иррациональное синонимично непознаваемому. Бытие и су-
щее (как реальное, так и идеальное) сами по себе не являются ни рациональны-
ми, ни иррациональными — эти познавательные характеристики к ним непри-
ложимы. Нет оснований полагать, будто в бытии и сущем самих по себе есть не-
что принципиально непознаваемое. Речь может идти лишь о недоступности че-
го-то в них для ограниченного рационального познания. Но и здесь граница ра-
ционального (познаваемого) и иррационального (непознаваемого) не является
жесткой, она подвижна. В метафизических областях есть вопросы, более доступ-
ные рациональному познанию, чем другие, а в перспективе возможно продвиже-
ние и в тех проблемах, которые ныне неразрешимы.
Поделиться9852008-03-20 19:48:35
Внутри метафизических
проблем (при сохранении иррационального остатка) есть также сторона, в боль-
шей мере доступная рациональному постижению, где возможно продвижение
вперед. Это как раз онтологические вопросы внутри метафизики, и в этом, пола-
гал Гартман, одна из причин современного возрождения онтологии.
Гартман настаивал на том, что бытие как таковое едино. Но это не традицион-
ный философский монизм. Единое бытие разделено на разные способы бытия,
присущие различным родам сущего. Хотя терминологически эти способы
(виды) бытия нередко именовались Гартманом как якобы разное бытие: реаль-
ное и идеальное, природное, органическое, психическое, духовное, логическое,
математическое, бытие сущностей и бытие ценностей.
Поделиться9862008-03-20 19:48:45
Философскому монизму
он противопоставил плюралистическую концепцию «слоистости» бытия. Ос-
новные виды (способы) бытия у Гартмана — это реальное и идеальное бытие.
Традиционно философы, отмечал Гартман, понимали реальность (реальное
бытие) как материально-вещественное, протяженное, пространственное в отли-
чие от мышления, психики и духа как якобы нереальных, что, замечал он, соот-
ветствует и первоначальному смыслу слова realitas, обозначавшего способ бытия
материальных вещей и что отсюда проистекало фундаментальное философское
противопоставление материи и сознания (духа). Позиция Гартмана радикально
иная; он настаивал на расширительном понимании реального. Да, материаль-
ное, психическое и духовное бытие и сущее различны, но лишь как разные уров-
ни внутри единого способа бытия — реального.
Поделиться9872008-03-20 19:48:53
Материя протяженна, «вещна»,
но реальна не только материя. Отличительным качеством реального, по Гартма-
ну, является отнюдь не его материальность и протяженность, а способ его суще-
ствования во времени. Один и тот же реальный способ бытия материи и духа во-
площается во временности и индивидуальной неповторимости их существова-
ния. Способу бытия всего реального в равной мере присущи становление, про-
цессуальность (длительность), возникновение и уничтожение.
Поделиться9882008-03-20 19:49:04
Основной онтологический феномен реальности, по Гартману,— это единство
реального способа бытия в многообразии его «уровней» («слоев»). Налицо ие-
рархии слоев реального бытия, в котором низший слой образует материальная
40 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
неорганическая природа. Органическая жизнь, будучи отличной от неорганиче-
ского бытия, зависит от него и содержит его и его законы внутри себя, подчиня-
ется им, в то же время надстраиваясь над ним со своими собственными закона-
ми. Подобным образом обстоит дело с взаимоотношением психического и орга-
нического, духовного и душевного (психического) бытия. Везде есть нижние
«несущие» слои бытия и возвышающиеся над ними и в них укорененные «несо-
мые», то есть более высокие и сложные, нередуцируемые по своему строению и
законам к низлежащим слоям. Каждый слой имеет свои собственные принципы,
законы, категории, и своеобразие его бытия невозможно понять посредством за-
конов и категорий других более высоких или низких слоев. Высший слой базиру-
ется на низшем и зависит от него, но в свою очередь обладает собственными ав-
тономными закономерностями, фиксирующими его «свободу» в отношении за-
конов низшего слоя.
Поделиться9892008-03-20 19:49:15
Четыре уровня или сферы реального бытия (материя, жизнь, душа и дух) об-
разуют его основную структуру. Но внутри себя они также состоят из слоев, на-
зываемых также ступенями бытия. При этом надо иметь в виду, что иерархия
слоев реального бытия у Гартмана фиксирует своеобразие содержания и законов
каждого из них и структурные онтологические зависимости между ними, но не
имеет отношения к вопросу о возможности генетического объяснения происхо-
ждения высших слоев из низших. Иными словами, вовсе не предполагается,
будто бы жизнь произошла из неорганической природы, сознание — из органи-
ческой жизни.
Одним из своеобразных моментов онтологии Гартмана, отличающих ее от
большинства предшествующих онтологических конструкций, по праву считает-
ся трактовка духовного бытия в его соотнесении с психическим и идеальным бы-
тием. Во-первых, психическое и духовное бытие не есть идеальное бытие.
Поделиться9902008-03-20 19:49:27
Их
отождествление укоренено в длительной философской традиции, но оно, по
убеждению Гартмана, ошибочно. Сознание и психические процессы, знания и
убеждения, право и нравы не обладают присущими неживой и органической
природе материальностью, чувственной данностью, телесностью, вещественно-
стью, пространственностью, но тем не менее, по Гартману, их бытие реально, а не
идеально. Прежде всего потому, что все они существуют и изменяются во време-
ни. Кроме того, психическое и духовное сущее не существуют автономно и пред-
полагают в качестве своих носителей обязательное наличие низлежащих слоев
бытия. Во-вторых, душевная жизнь индивидов (психическое) и духовное бы-
тие — это также совершенно разные виды бытия. Духовное бытие, мир духа
«надстраивается» над душевной жизнью и составляет собственный самостоя-
тельный бытийный слой, более высокий, богатый, многообразный и подчиняю-
щийся иным закономерностям, нежели психические процессы.