Надежды, возлагавшиеся в те годы Гартманом на успехи философской аксио-
логии в самом ближайшем будущем, оправдались лишь в малой степени. В по-
следней его книге — «Эстетике» (понятой им как философия эстетических цен-
ностей), оценивая «положение вещей в разработке проблемы ценностей на сего-
дняшний день», он констатировал, что «действительно энергично продвигалась
вперед в этом отношении до сих пор только этика, и то лишь в последние десяти-
летия»1,— имея в виду в первую очередь собственную этику. Этические ценности
навсегда остались для Гартмана «образцом» ценностей вообще. Сформулирован-
ный в «Этике» первоначальный набросок аксиологии в последующих его трудах
корректировался и уточнялся, со временем она обрела большую степень онтоло-
гической обоснованности и систематичности.
Афонаризмы
Сообщений 931 страница 960 из 1000
Поделиться9312008-03-20 19:36:43
Поделиться9322008-03-20 19:37:05
Гартмана ни в коей мере не удовлетворяли прежние варианты философии
ценностей. Констатация достигнутых в этой области «весьма скромных» успехов
соединялась у него с радикальным неприятием их фундаментальных философ-
ских оснований. Главными объектами его критики стали субъективизм транс-
цендентальной аксиологии неокантианцев и многообразные версии «историци-
стских» трактовок ценностей. Все они, по мысли Гартмана, неизбежно порожда-
ли неприемлемый ценностный релятивизм, для преодоления которого требовал-
ся радикальный пересмотр исходных философских позиций.
Поделиться9332008-03-20 19:37:46
Уяснение, что такое ценности, Гартман начинает с констатации наличия цен-
ностей в повседневной человеческой жизни, в жизненных «феноменах», в ре-
зультате чего вся наша жизнь и мир «ценностно наполнены». Каждый человек
является «своеобразной структурой бытия» и одновременно — «своеобразной
ценностной структурой», но таковыми же являются все жизненные ситуации и
человеческая жизнь в целом. Вещи, обстоятельства, другие люди предстают че-
ловеку одновременно в двух измерениях: в онтологическом (в их собственных
бытийных качествах) и в аксиологическом, то есть в их отношении к ценностям
и в качестве носителей ценностей. Все сущее, за исключением малого числа
«безразличных» для человека «вещей», оценивается людьми, «различается» ими
на ценное и неценное.
Поделиться9342008-03-20 19:37:58
В такой ситуации обычный здравый смысл обнаруживает два возможных аль-
тернативных варианта решения вопроса о существе и основаниях ценностей.
Первый ведет к утверждению, что ценности, данные нам в повседневной жизни,
объективно принадлежат самим вещам и ситуациям и могут познаваться нами в
опыте таким же образом, как и все другие их качества. Это означает, что позна-
ние человеком ценностей эмпирическое, апостериорное. Во втором варианте
исходят из предположения, что ценности объективно не присущи вещам и си-
туациям, не содержатся в них сами по себе, а потому источником их может быть
только субъект, оценивающий все существующее в мире с точки зрения вырабо-
танных им ценностных представлений.
Поделиться9352008-03-20 19:38:10
Эти варианты обрели немало привер-
женцев в предшествующей аксиологии, но для Гартмана оба они неприемлемы.
Правда, в тексте «Этики» встречаются формулировки, казалось бы, поддер-
живающие «субъективную» трактовку ценностей, когда констатируется, что мир
сам по себе не является ценностным, не содержит в себе никакой ценностной
иерархии, а потому отнюдь не реальный мир есть «место» существования ценно-
стей «самих по себе». Ценности могут в нем лишь реализовываться, и происхо-
дит это благодаря человеку, в чьем сознании «мир обретает смысл и значение, ко-
торых он не имеет сам по себе»; ибо «только человек, прилагая к миру ценност-
ные критерии, способен придавать всему сущему ценностный смысл».
Поделиться9362008-03-20 19:38:18
Но все
это сопровождается показательными оговорками. Да, человек есть «ценностная
мера» всех вещей, именно он все воспринимает с ценностных позиций и оцени-
вает, но при этом сами ценности он не творит.Он придает ценность «вещам», вы-
ступая лишь в качестве посредника между ценностями и реальностью. Допуще-
ние, будто бы субъект является источником и творцом ценностей, означало для
Гартмана неприемлемый ценностный субъективизм и релятивизм, отрицающий
объективность и общезначимость ценностей и ценностных критериев.
Поделиться9372008-03-20 19:38:28
Аксиология Гартмана содержит четыре главные проблемные области: фено-
менологию, гносеологию, онтологию и «праксиологию» ценностей.
Феноменология ценностей: феноменологическое априори. Феноменология ценно-
стей призвана дать ответ на вопрос, каким образом и в какой форме ценности
доступны человеку и его познанию, как они ему «даны». Ответ Гартмана однозна-
чен: ценности даны нам в качестве феноменов нашего сознания, причем только
априорным образом.
Поделиться9382008-03-20 19:38:39
Реальный мир (и все в нем существующее) может быть но-
сителем ценностей и оцениваться человеком по ценностным критериям, но по-
скольку ценностей «самих по себе» в нем нет, постольку они не могут познаваться
30 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
в опыте, в явлениях, поступках и действиях людей, то есть апостериорно. Если
ценности как-то и доступны сознанию субъекта, то это возможно лишь априор-
но, то есть до и вне всякого опыта, независимо от него.
Поделиться9392008-03-20 19:38:50
Уместно пристальнее всмотреться в содержание того, как Гартман понимал
«априорное» с учетом роли этого понятия в феноменологии и гносеологии цен-
ностей и своеобразия его трактовки, отличающейся от того, как априорное ос-
мыслялось предшествующей философией. Исходный смысл противопоставле-
ния a prori (до опыта) и a posteriori (после опыта) не проблематичен. Априорное
знание предшествует опыту и по содержанию не зависит от опыта. Это понятие
использовалось в философии задолго до того, как Кант придал им столь фунда-
ментальное значение. По сути, учение Платона о припоминании (анамнезе)
было одной из первых форм философского априоризма. Как и учение о врож-
денных идеях в Новое время.
Поделиться9402008-03-20 19:38:58
Гоббс полагал, что априорное демонстративное
знание возможно для человека лишь в отношении тех «вещей», которые созданы
им самим. Таковы математика и гражданская философия, ибо как числа и гео-
метрические фигуры, так и общественный порядок, в отличие от сотворенной
Богом природы, созданы самими людьми и поэтому могут познаваться ими ап-
риорно. «Априорное демонстративное» означало для него знание, выведенное
дедуктивно из аксиоматических основоположений (принципов). Итак, априор-
ное и апостериорное знание традиционно различались в первую очередь по их
происхождению (генезису).
Поделиться9412008-03-20 19:39:11
В трансцендентальной философии Канта понятие «априорное» играло чрез-
вычайно важную роль. Кант со всей серьезностью воспринял и принял вывод
Юма, что апостериорное (полученное из опыта) индуктивное знание не может
претендовать на необходимость и всеобщность. Гарантировать их в состоянии
только априорное познание. Центральный вопрос всех кантовских «Критик» —
вопрос о возможности априорных синтетических суждений. Трансценденталь-
ный субъект понят в критической философии как носитель априорных способ-
ностей и априорных форм познавательной деятельности.
Поделиться9422008-03-20 19:39:17
В результате все содер-
жание трансцендентальной философии, математики и чистого естествознания,
моральный закон, принципы и результаты способности суждения Кант объявил
выведенными из априорных принципов без обращения к опыту. Однако в апри-
орном знании Канту важно было не столько его внеопытное происхождение,
сколько его значение, то есть «объективность», необходимость и общезначи-
мость содержания этого знания.
Поделиться9432008-03-20 19:39:27
Своеобразие нового «феноменологического априоризма» было заявлено еще
в 1914 г. Шелером, полагавшим, что от всех трактовок априорного в прежней фи-
лософии «его отделяет целая пропасть»1. Главное его отличие (в первую очередь
от априорного у Канта) резюмируется в двух моментах. Во-первых, «феномено-
логическое априори» — это в первую очередь не кантовские априорные способ-
ности, понятые как формы познавательной деятельности, как присущие субъек-
ту способы синтезов мыслей и представлений, а непосредственные содержания
феноменов сознания, данные в нем переживания, в которых интуитивно усмат-
риваются предметные сущности, необходимо значимые для всех явлений опре-
Философия ценностей и ценностная этика 31
1 Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
С. 202.
деленного рода.
Поделиться9442008-03-20 19:39:36
Если это априорные усмотрения ценностей, то они «имеют силу
и для благ и действий, несущих в себе эти ценности»1. Тем самым постулировано
наличие в качестве феноменов сознания не только априорных форм, (формаль-
ного или, по Шелеру, логического априори), но также и материальных априорных
сущностных содержаний. Во-вторых, наряду с интеллектуальным априоризмом
мышления (мыслимым априори) теперь предполагается существование априор-
ных эмоционально-чувственных актов переживания, таких, как «чувствования…
красоты или очарования… любви и ненависти, желания и нежелания, религиоз-
ного прозрения и веры»2. Этот феномен априорного живого ценностного чувства
одобрения, отклонения, осуждения и т. п.) и есть, по Шелеру, первичный непо-
средственный контакт с ценностями («ценным»).
Поделиться9452008-03-20 19:39:47
По многим другим вопросам (в том числе и существенным) позиции Шелера
и Гартмана совпадали далеко не во всем и нередко сопровождались открытой по-
лемикой, но в трактовке «феноменологического априори» они были единомыш-
ленниками. Только наличие в нашем сознании «материальных априорных цен-
ностей» (не просто установления ценности чего-то, но и априорного содержания
самой ценности) могло стать предпосылкой реализации общей для них програм-
мы конструирования феноменологической философии ценностей и феномено-
логической материальной этики ценностей.
Поделиться9462008-03-20 19:39:59
По мысли Гартмана, сформулиро-
ванная Кантом альтернатива эмпирического релятивизма или «трансценден-
тального ценностного априоризма» ошибочна. Можно и нужно противопостав-
лять априорное или апостериорное знание. Но априорное (вопреки Канту) не
обязательно берет начало в субъекте и им порождается. В этом главное отличие
априоризма Гартмана от кантовского. По Гартману, ценностное чувство обладает
для субъекта априорной данностью, но источник априорного содержания нахо-
дится вне субъекта в царстве объективных ценностей.
Поделиться9472008-03-20 19:40:09
С переводом абстрактных рассуждений об априорной данности ценностей на
опыт повседневности все это выглядит элементарно. Для того чтобы человек мог
оценить нечто как хорошее или дурное, доброе или злое, прекрасное или без-
образное и т. п., он должен предварительно (до этого непосредственного опыта
данной оценки и в этом смысле априорно) уже знать, что благо, добро, красота
и пр.— это ценности, и кроме того обладать по отношению к каждой рациональ-
ными или эмоциональными критериями различения ценного и неценного.
Правда, из того, что предварительно, до оценки красоты конкретного объекта
человек уже должен обладать представлениями о существовании красоты (в ка-
честве ценности) и о критериях оценки (о содержании этой ценности), вовсе не
непременно следует, будто эти представления суть априорные усмотрения цен-
ности красоты.
Поделиться9482008-03-20 19:40:21
Не исключено, что эти представления ранее сформировались
индивидом апостериорно индуктивным образом или что они в процессе социа-
лизации заимствованы им в готовом виде от социального окружения. Да и само
«эмоциональное априори», которое Шелер и его коллеги считали собственным
новоприобретением, на самом деле отнюдь не так уж и ново. Уместно вспомнить
показательный пример Д. Юма при обсуждении вопроса об основаниях нравст-
венности. Возьмем убийство.
Поделиться9492008-03-20 19:40:37
Если рассматривать его как факт, мы обнаружим
32 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
1 Там же.
2 Там же. С. 203.
в нем аффекты, мотивы, мысли и (можно добавить) действия. Но порока и пре-
ступления в этом факте нет. Он, полагал Юм, может быть только в нашем чувстве
осуждения убийства, то есть в априорно данном моральном чувстве.
Для феноменологии другого способа «первичной» данности ценностей, кро-
ме интуиции ценностного чувства, не существует. Все остальное, включая фило-
софское осмысление ценностей, есть вторичные рационализации этого чувства.
Гносеология ценностей.
Поделиться9502008-03-20 19:40:52
Итак, ценности даны нам априорно и непосредственно в
качестве осознаваемых нами феноменов нашего эмоционального переживания.
У Канта априорный характер познавательных способностей и возможность ап-
риорного знания должны обеспечить необходимость, общезначимость и, соот-
ветственно, истинность содержания знания; априорное знание не может быть
ложным. Отчасти в этой же функции гаранта истинности априорность знания
предсталаиуГартмана, хотя и не без корректив.Ноэтого оказалось недостаточно.
В трансцендентальной феноменологии Гуссерля признание существования
объектов вне сознания субъекта было названо естественной установкой, от кото-
рой необходимо освободиться с целью обретения феноменологической установ-
ки.
Поделиться9512008-03-20 19:41:04
Это возможно, если осуществить феноменологическую редукцию, то есть от-
казаться от самого вопроса, существуют ли предметы сознания не только в нем,
но и объективно, вне и независимо от сознания, тем самым вынеся сам этот во-
прос «за скобки». Единственными предметами, с которыми при феноменологи-
ческой установке действительно имеет дело субъект, являются феномены его
собственного сознания (представления, мысли, переживания), ибо только они
доступны достоверному интуитивному чувственному или рациональному позна-
нию в актах самопознания (рефлексии).
Поделиться9522008-03-20 19:42:54
В результате труднейшая философская
проблема истины для феноменологии значительно упростилась. Непосредст-
венное осознание субъектом того, что присутствует в настоящее время в качестве
феноменов его сознания (в опыте сознания), не может быть ложным; оно всегда
необходимо (аподиктически) истинно.
Поделиться9532008-03-20 19:43:00
Ошибки и гипотетические предположе-
ния возможны лишь в отношении взаимосвязей данных феноменов сознания с
другими феноменами, причем ошибки эти обнаруживаются только post factum.
Такого рода феноменологические акты являются имманентными сознанию, по-
скольку они не выходят за его границы к чему-то внешнему и инородному созна-
нию. Вопрос же об истинности наших мыслей и представлений в отношении к
объектам, находящимся вне сознания субъекта при последовательно проведен-
ной феноменологической редукции, и вовсе некорректен, ибо само существова-
ние таких объектов недоказуемо.
Поделиться9542008-03-20 19:43:10
Гартман усмотрел коренной недостаток феноменологии «гуссерлевского об-
разца» именно в том, что она ограничена исследованием имманентных актов, и
расценил его как не преодоленное наследие прежнего трансцендентального кан-
товского субъективизма. Сам Гартман (в этом главное отличие от феноменоло-
гии Гуссерля) настаивал на объективном существовании «схватываемых» в фено-
менах сознания предметов самих по себе вне и независимо от сознания. Для это-
го необходимо было расширить исследовательское поле феноменологии, выйти
за границы анализа только имманентных феноменологических актов и перейти
к актам «трансцендентным», в которых феномены сознания соотносятся с объ-
ективной предметностью, существующей вне сознания.
Поделиться9552008-03-20 19:43:26
Первоначально (о чем шла речь) априорность ценностей предстала у Гартмана
в первую очередь как единственно возможный способ, каким ценности даны
субъекту в форме априорного чувства переживания ценности. Теперь та же самая
априорность взята уже в гносеологической перспективе—как способ истинного
познания ценностей. Однако сама по себе априорная данность каких-то фено-
менов сознания еще не может гарантировать истинности познания «объектов»
вне его. Бывают, замечал Гартман, априорные и в то же время ложные феномены
сознания, такие, как предрассудки и фантазии.
Поделиться9562008-03-20 19:43:33
Оставаясь внутри априорных
данностей сознания, нет никаких возможностей установить, во-первых, дейст-
вительно ли объективно существуют соответствующие им предметы, и, во-вто-
рых (если существуют), познаются ли они в феноменах такими, каковы они есть.
Иными словами, априорность сама по себе не в состоянии решить вопросы как о
бытии, так и о познании объектов. В результате возрождается старое гносеологи-
ческое затруднение всей новоевропейской философии: как, исходя из сознания
субъекта, доказать существование объектов вне его и как удостоверить истин-
ность феноменов сознания, то есть его соответствие объектам самим по себе.
Всякое познание ценностей, норм, равно как теоретических принципов, за-
конов и категорий, согласно Гартману, может быть только априорным.
Поделиться9572008-03-20 19:43:45
Ценност-
ное чувство, этот первичный ценностный феномен и изначальный априорный
факт, по его мысли, есть подлинное ценностное сознание, истинное познание
ценностей. Гартман убежден, что априорное знание ценностей обладает чисто
объективным содержанием, тем самым утверждая совпадение априорного и ис-
тинного. Но это совпадение не может быть полным.
Поделиться9582008-03-20 19:43:57
Если б все априорное зна-
ние было истинным, ошибки в познании ценностей стали бы невозможны.
Нельзя было бы объяснить также и объемлющий все классы ценностей (этиче-
ских, эстетических, правовых, социальных и пр.) ценностный плюрализм эпох,
народов и личностей, равно как и исторические изменения оценок, вкусов и
ценностных представлений. Единая универсальная для всего человечества мо-
раль, эстетика, политика оказались бы свершившимся фактом, тогда как на деле
ничего подобного нет.
Поделиться9592008-03-20 19:44:06
Гартман также допускал, что априорное познание ценностей отнюдь не без-
ошибочно, что возможно (хотя и редко) неистинное ценностное сознание,
«ценностные иллюзии» и «ценностные фальсификации». Бывают чисто субъек-
тивные и произвольные ценности, ценностные предубеждения и предрассудки,
субъективные измышления, заблуждения и непонимание объективных ценно-
стей, но тем не менее тезис об априорности ценностей остается у Гартмана в
силе и для них. Для Канта подобное допущение априорных заблуждений было
бы совершенно невозможным.
Поделиться9602008-03-20 19:44:17
Причины различий между ними понятны: в
кантианской традиции бытие ценностей в сознании субъекта в форме априор-
ных представлений это единственное место и единственный способ их сущест-
вования.
Позиция Гартмана оказалась двойственной. Да, бывают ценностные заблуж-
дения, как бывают заблуждения в теоретическом познании, но, полагал он, че-
ловек, способный к истинному познанию ценностей, и в той мере, в какой он к
этому способен, априорно познает их истинно, необходимо и общезначимо. Ос-
тается вопрос, каким образом можно удостовериться в отношении себя и других,
что чье-то ценностное чувство истинно?