Анарон - RPG по мотивам The Lion King

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Анарон - RPG по мотивам The Lion King » Архив » Афонаризмы


Афонаризмы

Сообщений 901 страница 930 из 1000

901

В таком «обесчеловеченном» бытии
(здесь Кант прав) ценностей действительно нет; в него ценности мог «вклады-
вать» только субъект. Исходящая от Канта «субъективизациия» смыслов и цен-
ностей в философии жизни трансформировалась в убеждение, что человеческая
жизненная реальность сама есть самоосмысляющийся благодаря человеку и че-
рез него процесс. Человек, его мир и действия изначально осмысленны, прони-
заны значениями; человек не только мыслью, но своей жизнью, в процессе и в
результатах жизненной практики производит и воспроизводит ценности, значе-
ния и смыслы для себя и других. Оппоненты философии жизни — от неоканти-
анцев до Н. Гартмана и К. Поппера — восприняли ее как обоснование и аполо-
гию ценностного релятивизма.

902

Это в лучшем случае—недоразумение. Ценности
были поняты философией жизни как выражение и оформление жизни — имен-
но этой и такой реально существующей, а отнюдь не как не субъективно произ-
вольные.
Нет оснований «застревать» на исходной дилемме: «или признание абсолют-
ности ценностей, или субъективный релятивизм», ибо дилемма эта ложна. Меж-
ду полярными крайностями есть и третье, а именно объективная детерминация
ценностей жизненным процессом, раскрытие которой, скорее, фиксирует исто-
рическую необходимость, нежели склоняет к ценностному релятивизму. Это в
полной мере относится и к марксовой «критике идеологий».

903

Но даже «переоцен-
ка всех ценностей» и «ценностный нигилизм» Ницше (как ныне это широко
признано, а некоторыми констатировалось еще в начале прошлого века) — в
строгом смысле не есть ценностный релятивизм. Пафос Ницше — в ниспровер-
жении, как он полагал, порожденной «рессентиментом» системы христианских
ценностей и в требовании отбросить их и утвердить на их месте новые.

904

Вывод, что философия ценностей стала возможной только на основе введен-
ного Декартом субъективного принципа новоевропейской метафизики и есть
его необходимое развитие и завершение, был обстоятельно аргументирован
М. Хайдеггером. Принятие этой общей схемы не означает обязательного согла-
сия с осуществленным им ее содержательным наполнением.

905

Так, есть основания
оспорить правомерность утверждения Хайдеггера, будто по сути до Ницше
«мышления в ценностях» не было и что классическую форму ценностная идея
обрела только у Ницше, равно как и обоснованность осуществленной Хайдегге-
24 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
ром вслед за Ницше редукции ценностной идеи исключительно к воле к власти
(«ценностное мышление само есть функция воли к власти»1).

906

Ницше действи-
тельно стал мыслителем, осуществившим предельную универсализацию мыш-
ления в ценностях, в результате чего все фундаментальные понятия метафизики
«превратились в ценности», и—как полагают, хотя и не вполне адекватно,— тем
самым и релятивизацию ценностей. Круг как бы замкнулся: изначально в «онто-
логических» трактовках ценностных понятий сущее и его истина «были всем» —
они совпадали с ценным и должным. Их сменил кантианский дуализм сущего и
должного, бытия и ценностей. Отныне же все, включая сущее и истину, погло-
щено ценностями. Но кантианство, постулировавшее дуализм бытия и ценно-
стей, благодаря этому обнажило проблему и стимулировало исследовательский
поиск. У Ницше же проблематичность и напряженность отношений бытия и
ценностей вновь устранены, на деле же отодвинуты.

907

Предварительные итоги философии ценностей до Гартмана. Ответ на вопрос, что
нового привнесла в аксиологическую проблематику феноменологическая фило-
софия ценностей, одним из ведущих представителей которой стал Н. Гартман,
придется отложить до прояснения основных моментов его собственной аксиоло-
гии. Что же касается предварительной оценки достижений предшествующей фи-
лософии ценностей в сравнении с претензиями и ожиданиями ее теоретиков и
апологетов, то она не лишена скептических элементов, часть из которых уже
формулировалась выше.

908

Итак, философия ценностей и «мышление в ценностях» укоренены в фунда-
ментальных основаниях европейской классической философии и потому обла-
дают отнюдь не универсальным, а всего лишь исторически преходящим значе-
нием. Современная философская мысль в существенных ее определенностях и
измерениях также пребывает уже вне классики, благодаря чему она, будучи в со-
стоянии вненаходимости, оказалась в состоянии выявить метафизические осно-
вания предшествующей эпохи классического философствования. Начавшийся
еще в XIX в. процесс пересмотра и смены метафизических оснований европей-
ской философии осуществлялся неравномерно и дивергентно.

909

В данном контек-
сте наиболее существенно то, что произошло с фундаментальными и специфич-
ными для философской классики категориями субъект и объект и с трактовкой
ею субъект-объектного отношения, внутри и на базе которого конституирова-
лась философия ценностей.

910

Когда утверждают, что современная философия подвергла деструкции и пре-
одолела абстракции познающего субъекта и субъкект-объектного отношения
в формах, выработанных классической философией, речь не идет о том, чтобы
отвергнуть их как вовсе несостоятельные. Подвергнуты сомнению лишь их пре-
тензии на универсальность, уточняются их содержание, условия, сферы и грани-
цы применимости. Познавательное отношение субъекта и объекта, как оно ин-
терпртетировалось в новоевропейской философии, ныне утрачивает претензии
на роль изначального, исходного, универсального и фундаментального.

911

Но оно
сохранило свое значение внутри специфической познавательной установки, пре-
следующей цели достижения «объектного» инструментального знания (в первую
Философия ценностей и ценностная этика 25
1 Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 140.
очередь естественнонаучного типа) с его критериями общезначимости, досто-
верности, воспроизводимости и проверяемости.
Ограниченность и односторонность ценностного отношения — того же по-
рядка.

912

Философия ценностей сформировалась на базе новоевропейской мета-
физики с ее субъективным принципом, и «мышление в ценностях» стало после-
довательным развитием и завершением этого принципа. Но отсюда не следует,
будто и значение их этим генезисом ограничено и исчерпывается. Признание
методологической некорректности интерпретаций философии предшествую-
щих эпох в ценностных понятиях никак не отменяет значимости свершенного
Кантом и философией ценностей, открытия своеобразия ценностного отноше-
ния человека к миру в ряду с его познавательным и практическим отношениями.
С тех пор, как философская и гуманитарная мысль знает о существовании цен-
ностей, она уже не в состоянии отказаться от этого знания.

913

То, что эпоха «мыш-
ления в ценностях» ныне преодолевается, не означает, будто отвергаются и ее
приобретения в философии ценностей,— она лишь ограничивается в своих пре-
тензиях на универсальность.
Наиболее уязвимым звеном в неокантианской аксиологии был ее ценностный
догматизм, то есть убеждение в существовании абсолютных необходимо обще-
значимых ценностей. В той мере, в какой этот ценностный догматизм был след-
ствием кантианского варианта трансцендентальной философии, вместе с утра-
той влияния последнего в постклассической философии была предрешена и его
судьба.

914

Но даже внутри неокантианской версии критической философии, един-
ственный предмет которой составили абсолютные общезначимые ценности,
само их существование обосновано неудовлетворительным образом (в чем соли-
дарно большинство комментаторов). Доказательства эти были либо чисто фор-
мальными из одной только формы долженствования, безотносительной к их со-
держанию (материи), либо же чисто логическими — такова, по Риккерту, абсо-
лютная необходимость ценности истины для всякого познания, без принятия
которой оно невозможно.

915

За пределами неокантианства вместе с отказом от признания универсального
трансцендентального субъекта ценностного отношения восторжествовало убеж-
дение в историческом и индивидуальном плюрализме ценностей. Однако и си-
туация с историческими ценностями оказалась не намного проще. Главное в
том, что предпринятая Г. Риккертом и его единомышленниками попытка обо-
снования гуманитарного знания («наук о духе»)—в первую очередь, философии
культуры и «критической философии истории»—на базе философии ценностей
основывалась на гипертрофированных представлениях о роли ценностей в об-
щественно-исторической и индивидуальной жизни людей, равно как и значения
ценностной проблематики в философии. Но в более мягких формах аналогич-
ные стремления обнаружить в ценностях духовные основы общества и культуры,
обосновав и интерпретировав их через ценности, (как уже упоминалось) пользу-
ются признанием и по сию пору.

916

В этом, одном из самых дискуссионных пунктов проблематики философии
ценностей, стоит отделять вероятное и достоверное от явных преувеличений.
Сложившиеся и признаваемые в данном обществе идеи и представления, в том
числе и ценностные, для каждого человека и вступающих в жизнь новых поколе-
ний предстают как существующая независимо от них объективная данность кол-
26 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
лективного (общественного) сознания

917

. Это коллективное сознание осваивается
индивидами и в дальнейшем может ими преобразовываться, но с его существо-
ванием и с содержанием они необходимо вынуждены считаться. В отношении
индивидов оно обладает формирующей силой и авторитетной принудительной
значимостью. Да, в сознательных действиях люди в той или иной мере руковод-
ствуются ценностными представлениями о должном и желаемом, а потому регу-
лятивная роль ценностей в мотивации их действий не подлежит сомнению, хотя
вряд ли можно утверждать, будто ценности и идеи в мотивации поведения игра-
ют роль бóльшую, чем жизненные интересы и потребности, особенно когда ме-
жду ними налицо явные конфликты. Не подлежит сомнению и тот факт, что все,
с чем люди имеют дело в жизни, для них предстает в качестве ценностно значи-
мого и ценностно осмысленного, то есть в качестве ценностей или в связи с цен-
ностями.

918

Нет нужды недооценивать роль ценностных представлений в общественной и
индивидуальной жизни, для того чтобы признать аргументы против преувели-
ченных представлений о ней весьма обоснованными. Далеко не все в обществен-
ной реальности объяснимо из ценностей и ценностного сознания людей.
Во-первых, многие процессы, механизмы, структуры общественной жизни, рав-
но как и объективные последствия деятельности людей существуют независимо
и помимо их осознанных намерений, и соответственно они не могут быть объяс-
нимы их ценностным сознанием. Во-вторых, сторонники такого идеалистиче-
ского понимания общества, при котором реальные процессы общественной
жизни интерпретируются как вторичные и производные от идей, или ценностей,
склонны представлять последние в качестве исходных фундаментальных и в
свою очередь не нуждающихся в объяснении реалий.

919

Но это-то как раз и спорно,
ибо лишь поставив вопрос, почему в сознании данного исторически конкретно-
го общества (больших групп, сословий, общественных классов и пр.) господ-
ствуют именно такие, а не иные идеи и ценности, нетрудно предположить, что
сами они суть порождения и выражения реального общественно-исторического
процесса. Ценности, скорее, плод, чем корень, истории и культуры. Они сами
нуждаются в объяснении в гораздо большей мере, нежели пригодны быть объяс-
нительным принципом исторических культур и обществ. Исследование ценно-
стей — это скорее феноменология культуры в традиционном ее значении как
науки о феноменах, нежели обнаружение ее оснований. Однако, отвергая пре-
тензии на выведение реальных исторических состояний и процессов только или
преимущественно «из ценностей», понятых как глубинные основания культуры
и общественной жизни, нельзя не признать, что игнорирование ценностного их
«измерения» означало бы шаг назад в методологии гуманитарного и социального
познания.

920

Среди сторонников «ценностного подхода» укоренилось убеждение, будто
переформулировка традиционных философских понятий в ценностные (откры-
тие, что «добро», «красота», «свобода», «справедливость» и пр. — это разные
виды класса ценностей) уже привела к существенному прогрессу в их познании.
В суждениях таких есть свой резон, хотя, думается, сама по себе такая перефор-
мулировка отнюдь не может гарантировать автоматически более глубокого про-
никновения в существо исследуемых феноменов.

921

Как это порой и происходит,
все может ограничиться новой терминологией, хотя при определенных условиях
Философия ценностей и ценностная этика 27
действительно возможны методологические и теоретические сдвиги. Многое за-
висит от того, в какой мере реализуется признание своеобразия ценностного от-
ношения в его отличии от познавательного и каковы общефилософские основа-
ния аксиологии.

922

Как это порой и происходит,
все может ограничиться новой терминологией, хотя при определенных условиях
Философия ценностей и ценностная этика 27
действительно возможны методологические и теоретические сдвиги. Многое за-
висит от того, в какой мере реализуется признание своеобразия ценностного от-
ношения в его отличии от познавательного и каковы общефилософские основа-
ния аксиологии.

923

Ценности обнаружили историчность как собственного содержания, так и са-
мого понятия ценности. Поскольку ценность претендует на общезначимость,
она всегда есть обозначение значимости вещи1 для других, в ее общественных
проекциях, в отношениях к другим людям как посредника их взаимных отноше-
ний. Можно было бы согласиться с теми, кто утверждает, что быть ценностью не
присуще «субстанции вещи», не есть ее внутреннее качество, но только в том слу-
чае, если заранее саму вещь брать при этом в ее внесоциальности, в ее изъятости
из общественного жизненного процесса, в котором она существует и функцио-
нирует.

924

Погруженная же в общественную жизнь в качестве ее компонента, всякая
вещь предстает как связка или пучок социальных связей и ориентаций, смыслов
и значений. В реальном общественном функционировании вещей эти социаль-
ные отношения не отделены от имманентных качеств вещей, только благодаря
которым она и оказывается в состоянии обретать надстраивающиеся над ними
дополнительные общественные (как их называл К. Маркс, чувственно-сверхчув-
ственные) качества.

925

Разделение этих ипостасей, дуализм вещей и ценностей и
различение их как вещей и ихже в интерсубъективных общественных проекциях,
значениях и смыслах—это продукт исторического развития и результат той эпо-
хи абстрагирующего мышления, которая сформировала самостоятельную фило-
софию ценностей. Действительный вопрос состоит в том, в какой мере право-
мерна и даже необходима подобная аналитическая абстракция и где ее границы,
поскольку в действительности общественно-исторический жизненный процесс
и отношения, в которых вещи находятся, не отделены от их прочих качеств. В об-
щественной жизни ничто не существует и не функционирует, не будучи включен-
ным в значимый и, соответственно, в ценностный контекст.

926

Тогда в ином ракурсе предстает и вопрос об онтологическом статусе ценно-
стей. В кантовской традиции абсолютность ценностей понята как абсолютность
их значений, не более. Именно этим (абсолютным, то есть безусловным регуля-
тивным значением для всякого мыслящего существа) они отличаются от всяких
иных представлений субъекта. Но при этом они остаются представлениями в его
сознании и существуют только там, а не в ином каком-то «умном» или ему по-
добном «месте».

927

Когда же Хайдеггер, напротив, трактовал значимость ценностей
как особенный род бытия, он исходил из предельно широкой трактовки бытия,
ибо, согласно ему, все, о чем можно сказать, что оно есть, обладает бытием (ка-
ким-то, разным). При таком подходе ценности также есть, им присуще бытие, а
противопоставление сущего и должного, бытия и смыслов возможно лишь внут-
ри Бытия (как его разных родов, модусов). В случае ценностей речь должна идти
не о бытии вообще, а об их своеобразном бытии в качестве ценности. Род и спо-
соб бытия ценности есть ее значимость2.

928

Бытие вещи в качестве вещи и ее же в
качестве ценности для Хайдеггера — это различные модусы Бытия.
28 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
1 В данном контексте понятие «вещь» взято в его предельно широком значении—как всякий ре-
альный, воображаемый или мыслимый «предмет».
2 Хайдеггер М. Европейский нигилизм. С. 71.
Первичной универсальной, а по сути и единственной онтологической реаль-
ностью существования людей оказывается процесс воспроизводства обществен-
но-исторической жизни, и в таком случае общефилософским основанием ак-
сиологии может стать лишь онтология общественно-исторической реальности.
Общественно-исторический процесс «из себя» продуцирует и воспроизводит
как познавательную, так и ценностную установки, отнюдь не обладающие уни-
версальным значением и всеобщей применимостью, но вполне эффективные в
пределах своей компетенции.

929

Естественно, что ценности, постигаемые и объяс-
няемые на базе онтологии общественно-исторической реальности и в ее контек-
сте, будучи производными от этой реальности и включенными в нее, сами нико-
им образом не могут предстать в качестве ее основания, а потому и непригодны
для ее объяснения.
На этом фоне Гартман предпринял попытку разработать собственный вариант
философии ценностей.

930

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ Н. ГАРТМАНА
Гартман исходил из убеждения в перспективности и плодотворности построе-
ния материальной ценностной этики, базирующейся на общефилософской тео-
рии ценностей (аксиологии), Аксиология должна стать необходимой предпо-
сылкой конкретизации ценностной проблематики в тех областях философского
знания, где ей принадлежит центральное место: в этике, эстетике и в «филосо-
фии духа» (включающей и философию истории). «Этика»—первая книга, нача-
ло разработки и изложения Гартманом систематической философии, и он созда-
вал ее, предполагая, что она станет отправным пунктом и моделью при построе-
нии общей теории и системы ценностей.


Вы здесь » Анарон - RPG по мотивам The Lion King » Архив » Афонаризмы