Лотце первый придал понятию ценность категориальный философский ста-
тус и оформил философию ценностей (в собственном смысле) в качестве само-
стоятельной. Опираясь на (не во всем аутентично переосмысленные им) идеи
Канта, он, по словам Гадамера, обосновал своеобразие «мира ценностей, то есть
расширенного вокруг красоты нравственного универсума», доступного истолко-
ванию как некий «мир форм»1. В этом «мире форм» Лотце стремился объединить
универсальные требования нравственного закона с живым личностным чувст-
вом непосредственной «любви к красоте». В исторической перспективе, правда,
такое соединение признания абсолютности ценностей с непосредственным
субъективным ценностным чувством оказалось недолговечным, и в последую-
щей аксиологии вновь сменилось полемикой противоборствующих тенденций
ценностного абсолютизма и субъективного ценностного релятивизма.
Афонаризмы
Сообщений 871 страница 900 из 1000
Поделиться8712008-03-20 19:16:30
Поделиться8722008-03-20 19:16:41
Но это же
соединение определило и особую историческую роль Лотце, поскольку непо-
средственно из него вышли два доминировавших и конкурировавших в первой
половине ХХ века варианта философии ценностей: «неокантианский» (Вин-
дельбанд был его учеником2) и «феноменологический» (позже реализованный
Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, М. Шелером и Н. Гартманом), Последний обязан
Лотце тем, что он в вместе с Шелером качестве способа познания ценностей и
способа их существования «в субъекте» провозгласил принятие и удостоверение
их ценностным чувством человека3.
Поделиться8732008-03-20 19:16:52
Теоретики Юго-Западной школы неокантианства стремились всю филосо-
фию в целом представить в качестве «нормативной науки» о ценностях, то есть
редуцировать ее к аксиологии. У Виндельбанда и Риккерта ценности по сути
Философия ценностей и ценностная этика 17
1 Gadamer H.G. Das ontologische Problem des Wertes // Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Tuebin-
gen, 1999. Bd 4. S. 196.
2 Сам Виндельбанд так оценивал роль Лотце: «С тех пор, как Лотце энергично выдвинул на пер-
вый план понятие ценности и поставил его во главу как логики, так и метафизики, часто делаются по-
пытки создать „теорию ценностей“ как новый вид основной философской науки». — Виндельбанд В.
От Канта к Ницше. М., 1998. С. 467—468.
3 Gadamer H.G. Das ontologische Problem des Wertes // Gadamer H.-G., Gesammelte Werke. Tuebin-
gen, 1999. Bd 4. S. 197.
Поделиться8742008-03-20 19:17:04
(с чем согласно подавляющее большинство комментаторов) превратились в
единственный предмет философии, выступив в качестве основания как «фило-
софии культуры», так и «критической философии истории». Унаследованный от
Канта дуализм «сущего» и «должного», «бытия» и «ценностей» стал основопола-
гающим содержательным и методологическим принципом1. При этом показате-
лен сам способ неокантианского обоснования абсолютных ценностей. Эволю-
ция исторического сознания на рубеже XIX–XX вв. побуждала даже мыслите-
лей, постулировавших необходимость абсолютных ценностей, усомниться в том,
что какие-то из ценностно-нормативных представлений исторических обществ
и личностей в состоянии претендовать на статус вечных и безусловных. Напро-
тив, было очевидно, что все они в их конкретном содержании и применении де-
монстрируют собственную «неабсолютность» и «историчность», то есть укоре-
ненность в историческом времени, в обстоятельствах эпохи и тем самым свой
изменчивый и преходящий характер.
Поделиться8752008-03-20 19:17:20
Ценностно-нормативное сознание разных
исторических эпох и культур, с некантианских позиций, также принадлежит
сфере «должного» и «ценного», но не абсолютного, а всего лишь исторического и
относительного. Неокантианцы, видевшие в философском историзме своего
главного непосредственного оппонента, вынуждены были занять по отношению
к нему оборонительную позицию. Виндельбанд и Риккерт были согласны «усту-
пить» противнику всю сферу сущего, включая исторические системы ценност-
ных представлений людей. Однако, в то же время исторический и психологиче-
ский ценностный релятивизм, по словам Винднельбанда, для них—это «отстав-
ка философии и ее смерть». Поэтому она может продолжать существовать лишь
как учение об общезначимых ценностях2. Царство абсолютных общезначимых
ценностей, то есть «абсолютное нормативное сознание» стало для неокантиан-
цев последним прибежищем спасения от разъедающего скепсиса релятивизма.
Только оно, по их мнению, составляет предмет философии, тогда как все «реаль-
но сущее» подлежит познанию и объяснению конкретными науками — истори-
ей, психологией, социологией и др.
Поделиться8762008-03-20 19:17:33
В этом пункте неокантианская традиция также отчасти имела возможность
опираться на Канта, полагавшего, что абсолютным, категорическим может быть
только императив, не подчиненный никаким предметным (материальным) це-
лям, и обладающий лишь формальным требованием необходимости и всеобщ-
ности для всех, а отнюдь не всеобщностью фактического признания его всеми
людьми. Противопоставив вслед за Кантом материал и форму внутри норматив-
ного сознания, и признав весь материал историческим, неокантианцы видели
задачу «критической философии истории» в исследовании отношений истори-
ческого ценностно-нормативного сознания к открываемому философией миру
абсолютных ценностей, к «абсолютному нормативному сознанию».
Поделиться8772008-03-20 19:20:37
Здесь вновь пригодилась апелляция к по-
стулату Канта о всеобщности одной только формы долженствований, что озна-
чало: даже если все бывшие в истории и наличные ныне ценностные представле-
ния по их содержанию относительны, то и в этих случаях они всегда формулиру-
ются как претендующие на необходимость и общезначимость, то есть как если
бы они были общезначимыми1.
Поделиться8782008-03-20 19:20:47
Неокантианцы в результате проекции «одной только формы долженствова-
ния» на многообразные исторически меняющиеся ценностные представления
людей свели формальный принцип Канта к требованию следовать всякому (в
том числе исторически изменчивому и релятивному) ценностно-нормативному
содержанию (в морали — долгу) и в результате лишили его всякого содержания,
тогда как у Канта требование формальной всеобщности категорического импе-
ратива вовсе не делало его бессодержательным,
Поделиться8792008-03-20 19:20:55
Напротив, вопрос-то и состоял в
том, может ли определенное содержание данного правила поведения претендо-
вать на всеобщность. Неокантианский же вариант апелляции к одной лишь фор-
ме долженствований в качестве аргумента, подтверждающего реальность абсо-
лютных ценностей, многим их критикам не без оснований представился теоре-
тически недостаточным и малоубедительным. Из того факта, что все относи-
тельные ценности формулируются в форме абсолютных долженствований (как
если бы они были такими) вовсе не следует, что долженствования абсолютные не
только по форме, но и по содержанию непременно должны быть
Поделиться8802008-03-20 19:21:04
Попытки же
компенсировать отсутствие содержания в выстроенной на таких формальных
основаниях неокантианской ценностной этике путем дополнения ее этикой
средств не спасли ситуацию, поскольку средства сами по себе вне их отношения
к моральному долгу были ими заранее объявлены внеморальными. Недостаточ-
ность отсылки к одной только форме долженствования стимулировала в некан-
тианской традиции также и поиски (наряду с формальным принципом) ценно-
стно-телеологического «материального принципа этики»2. Но это уже был яв-
ный отход от принципов кантовской формальной этики, на фоне которого про-
грамма «материальной этики ценностей» М.Шелера и Н. Гартмана, (заявленная
как радикальное преодоление кантовского «этического формализма») выглядит
уже не столь новаторской3.
Поделиться8812008-03-20 19:21:14
Нередко полагают, будто лишь феноменологическая философия впервые об-
нажила «онтологическую проблему ценностей», якобы вовсе отсутствовавшую у
неокантианцев, поскольку в их понимании (по известной формуле) «ценности
Философия ценностей и ценностная этика 19
1 Аналогичным образом: от принудительности и всеобщности формы предписания (а не от дейст-
вительной всеобщности его содержания) аргументировал некогда абсолютность моральных должен-
ствований и В. С. Соловьев.
Поделиться8822008-03-20 19:21:23
2 В этом пункте показательна позиция Виндельбанда.— Виндельбанд В. О принципе морали //
Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.
3 Правда, Шелер, формулируя программу «феноменологической материальной этики», имел ос-
нования утверждать, что все прежние попытки создания материальной этики после Канта были без-
результатны именно потому, что возрождали те ее формы, которые «Кант опроверг раз и навсегда».—
Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведе-
ния. М., 1994. С. 261.
не существуют, а значат».
Поделиться8832008-03-20 19:21:32
Однако для того, чтобы значить, ценности все же
где-то и как-то должны еще и существовать. Да, абсолютные ценности как тако-
вые не существуют таким же образом, как существует все сущее в природе (в кан-
товском ее понимании, включая историю и культуру) — будь то эмпирически
(как факты, в том числе и в сознании эмпирических индивидов) или в форме за-
конов. Абсолютность ценностей для неокантианцев — это только абсолютность
(безусловность и необходимость) их значений, но тем не менее ценностям, в их
понимании, присущ и собственный трансцендентальный способ бытия, по-
скольку они доступны априорному философскому познанию в мысленных пред-
ставлениях трансцендентального субъекта.
Поделиться8842008-03-20 19:21:42
Там их собственное «место» пребы-
вания, тогда как все прочие реально существующие и мыслимые объекты могут
быть лишь «носителями ценностей», обладать (или не обладать) ценностным
значением, устанавливаемым в результате «отнесения к ценностям» этих объек-
тов. И тогда, и позже понятие «ценность» прилагалось не только к ценностным
представлениям, но и к предметам, к объектам ценностного отношения и оце-
нок — к последним даже чаще. Но при этом подразумевалось, что сами по себе
объекты — отнюдь не ценности, но они могут быть ценными или «лишенными
ценности» подобно тому, как этим объектам могут быть присущи (или не прису-
щи) и иные качества. Однако в отличие от прочих качеств ценность не есть их
собственная внутренняя определенность, так как объект является лишь «носите-
лем» ценности, и таковым делает его значимость для субъекта.
Поделиться8852008-03-20 19:21:50
Тенденция к ценностному плюрализму. Макс Вебер и позитивистские трактовки цен(
ностей. Вкантианской традиции, напомним, ценности поняты как субъективные
(исходящие от субъекта) и в то же время необходимые и общезначимые и (в этом
кантовском смысле) объективные по их содержанию. В постклассической фило-
софии прежний универсальный трансцендентальный субъект распался на мно-
жество исторически и индивидуально своеобразных субъектов, что неизбежно
привело к признанию существенного, а не только эмпирического (в качестве
констатации эмпирического «факта») плюрализма ценностных систем и ценно-
стных перспектив.
Поделиться8862008-03-20 19:21:59
Макса Вебера нельзя причислять к философам ценностей в собственном
смысле слова, хотя воздействие его идей на методологию социального и истори-
ческого познания (в том числе и по проблематике ценностей) оказалось более
непосредственным и значительным, чем его учителей неокантианцев. Для Вебе-
ра понятие «ценность» было крайне существенно как в содержательном, так и в
методологическом отношении; он сам «мыслил в ценностях», явным образом
примыкая к неокантианской традиции Риккерта и в то же время не скрывая раз-
очарования результатами, достигнутыми философией ценностей: «Неспециали-
сту трудно даже вообразить, какой хаос внесло, например, применение термина
„ценность“, этого злополучного детища нашей науки…»1
Поделиться8872008-03-20 19:22:10
Тем не менее Вебер от-
нюдь не призывал к отказу от этого «злополучного детища» с тем, чтобы вернуть-
ся из этого состояния «хаоса» к философии прежних эпох, когда в философии и
науке, по его словам, еще не произошло «принципиальное разъединение в позна-
20 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
1 Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Ве-
бер М. Избр. произв. М., 1990. С. 409.
нии „сущего“ и „долженствующего быть сущим“»1, то есть еще не было осознан-
но фундаментальное различие сущего и должного, бытия и ценностей.
У Вебера проявилась явно выраженная тенденция к историзации и плюрали-
зации ценностей. Он подверг радикальному сомнению возможность обретения
«абсолютной над-исторической ценностной точки зрения» абсолютного наблю-
дателя. Ценности в его понимании — это то, что считается ценностью, оценива-
ется как ценное, исходя из принятого ценностного масштаба, но не трансцен-
дентальным субъектом как носителем всеобщего сознания, а историческими,
существующими в определенное время и в определенном месте людьми.
Поделиться8882008-03-20 19:22:21
Распро-
страненные оценки позиции Вебера (его заявлений о невозможности философ-
ского обоснования универсальной и общезначимой системы или «таблицы»
ценностей) как философского скептицизма и ценностного релятивизма не ли-
шены оснований, хотя сам Вебер (по крайней мере терминологически) пред-
ставлял ее иначе. Критически относясь к «релятивистскому пониманию исто-
рии» и «релятивированию ценностных масштабов», он полагал, что его отказ от
«ценностного монизма» вовсе не означает ценностного релятивизма, потому что
он отождествлял релятивизм с ценностной индифферентностью и непоследова-
тельностью человека, считая такой релятивизм даже более опасным, чем «наив-
ная вера в доказуемость» норм и ценностей, и совершенно непродуктивным как
в методологии наук о культуре, так и в жизненной практике.
Поделиться8892008-03-20 19:22:28
Здесь не место обсуждать детали интерпретаций М. Вебером понятия «цен-
ность» и связанных с ним методов и процедур, таких как: «отнесение к ценно-
стям», установление «ценностных значений», обеспечение свободы познания от
«ценностных суждений», «научная критика ценностей», «ценностный анализ»
и пр. Р. Арон имел основания заметить, что хотя понятие ценности и играет у Ве-
бера важную методологическую роль, «ясно, что можно заменить неокантиан-
ский словарь ценностей другим словарем, не ставя под вопрос основные идеи
Вебера»2. Ведь у Вебера речь идет всего лишь о выборе исследователем объекта,
конституируемого и определяемого в соответствии с его интересами (теорети-
ческими и практическими), иными словами, значением для него, и никакого
другого теоретического содержания понятие «ценности» здесь не несет.
Поделиться8902008-03-20 19:22:36
В целом же позиция М. Вебера в философской аксиологии (в той мере, в ка-
кой она у него была) зафиксировала переход от классических к постклассиче-
ским основаниям философии ценностей в процессе их смены, и непосредствен-
но—от неокантианской философии ценностей к философии жизни. Ценности,
лишенные трансцендентального основания и философского обоснования, пред-
стали у него в качестве выражения и оформления иррационального в своей ос-
нове исторического жизненного процесса
Поделиться8912008-03-20 19:22:49
В позитивистской традиции, несмотря на частое употребление «ценност-
но-нормативной» терминологии, надолго возобладали «натуралистические»
(когда ценностями именуют сами конкретные эмпрически существующие
«вещи», объекты, факты, события, личности) или субъективно-эмотивистские
интерпретации ценностей и ценностных отношений. В последнем случае про-
Философия ценностей и ценностная этика 21
1 Спиноза. Этика. С. 346–347.
2 Арон Р. Критическая философия истории // Арон Р. Избранное. Введение в философию исто-
рии. М; СПб., 2000. С. 183.
блема ценностей редуцировалась к проблематике субъективных оценок, и имен-
но эта тенденция (взятая в широком смысле) могла бы претендовать на вопло-
щение ценностного плюрализма и релятивизма. Приняв противопоставление
«фактов» и «ценностей», «фактов» и «норм», она в результате вынесла за скобки
вопрос об объективной детерминации содержания ценностных представлений и
суждений. Позитивизм XIX и начала XX в. в ценностной проблематике в значи-
тельной степени предстал как продолжение идей Локка о субъективистском
плюрализме или конвенционализме оценок и Юма с его выводом о нередуци-
руемости суждений долженствования к суждениям факта.
Поделиться8922008-03-20 19:23:09
Свершившийся позже «лингвистический поворот» в философии лишь услож-
нил дело. Ставшая результатом его развития скептическая критика и деструкция
содержания понятия «факт» во многом лишила смысла длительные дискуссии о
различении фактов и ценностей. Обоснование того, что не существует «чистых»
суждений факта и «чистых» ценностных суждений, мало что прояснил в существе
самих ценностей. Анализ ценностно-нормативных высказываний в логико-лин-
гвистических исследованиях в целом оказался на периферии традиционной фи-
лософской ценностной проблематики, для которой в аналитической философии
по сути почти нет доступа, поскольку при этом вынесена за скобки не только он-
тологическая проблематика ценностей (о способе их существования), но и во-
прос об источниках и степени обоснованности содержания ценностных и норма-
тивных суждений.
Поделиться8932008-03-20 19:23:22
Языковый дискурс предстал единственным «местом пребыва-
ния» ценностей, этика превратилась в метаэтику, претендующую на норматив-
ную нейтральность, имея нормативное лишь в виде объекта своего изучения. Но,
как справедливо отмечает К.-О. Апель, «…Одно лишь описание относящегося к
языку („предложений“) не может привести к однозначной характеристике нор-
мативного; для этого требуется толкование „высказываний“ в их прагматиче-
ском контексте; однако, чтобы быть в состоянии произвести такое толкование,
метаэтика вообще не может быть нейтральной (не нормативной)»1. Однако нечто
подобное произошло и в отнюдь не позитивистских концепциях, в том числе та-
ких, как этика коммуникативного дискурса Ю. Хабермаса, когда при исследова-
нии социальных, социально-психологических и лингвистических механизмов
согласования и обеспечения единства ценностных и нормативных высказыва-
ний полностью отвлекаются от проблематики содержания, происхождения и
объективности ценностей
Поделиться8942008-03-20 19:23:35
При анализе моральных ценностей и норм Хабермас в
гораздо большей степени занят проблематикой вынесения суждений, уровней
компетентности, форм моральной аргументации, механизмами интерактивной
коммуникации и согласования позиций участников, нежели содержательными
экзистенциальными и ценностными проблемами моральной философии. В ре-
зультате индивидуальный и групповой ценностный плюрализм не просто кон-
статируется и принимается как факт и исходная данность, но и превращен в
принципиальный плюрализм содержания и способов обоснования ценностей.
«Философия жизни» и ценности. В. Виндельбанд и Г. Риккерт отстаивали автоно-
мию и абсолютность ценностей в непосредственной полемике с «философией
22 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
1 Апель К.О. Апории коммуникативного сообщества и основания этики // Апель К.-О. Трансфор-
мация философии. М., 2001. С. 286–287.
жизни», которая в их (и не только в их) глазах утверждала ценностный реляти-
визм и тем самым вела всю философию к самоупразднению1.
Поделиться8952008-03-20 19:24:14
Позиция «филосо-
фия жизни» была альтернативой неокантианской не только в аксиологии, но и в
отношении метафизических оснований всей философии. В данном контексте
«философия жизни» взята в первую очередь как историко-типологическое поня-
тие и лишь во вторую — как историческое философское движение, связываемое
обычно, в первую очередь, с именами В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше. «Фило-
софия жизни» (здесь)—это исторический тип философствования, противостоя-
щей прежней «философии абстрактных сущностей» и «философии сознания»
(или «философии рефлексии»). Процесс смены метафизических оснований фи-
лософии от классических к постклассическим осуществлялся (в том числе) и в
контексте общего потока «философии жизни», где объединяющим началом раз-
ных тенденций (при самых острых дискуссиях между ними) стала апелляция к
жизни, представленной в многообразии ее возможных интерпретаций,— как ор-
ганизменной и популяционной, духовной и психической, общественной и инди-
видуальной, исторической и нравственно-религиозной.
Поделиться8962008-03-20 19:24:26
Жизнь в качестве обще-
го инварианта была понята в них как самовоспроизводящийся процесс
существования, имеющий собственные основания и цели в себе самом. Типоло-
гическим понятием философии жизни охватывается широкий спектр вариатив-
ных концепций, начиная с Л. Фейербаха и С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и
К. Маркса вплоть до «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера, «философ-
ской герменевтики» Г. Гадамера и современных вариантов философского осмыс-
ления многообразных «практик».
Поделиться8972008-03-20 19:25:32
Одна из тенденций в философии жизни, утверждавшая идею универсальной
историчности, осуществила радикальную историзацию не только «сущего»
(«бытия»), но и «ценностей», отказавшись от свойственного кантианской аксио-
логии их противопоставления. Жизнь предстала в ней как всеохватывающая ре-
альность, вне которой нет ничего, что могло бы судить и оценивать жизнь, извне
предписывая ей масштабы ценностей и оценок, в том числе и никаких абсолют-
ных истин и ценностей добра, красоты, справедливости и пр. Ценности, столь
же историчные как сама жизнь и все в ней пребывающее, были поняты как поро-
ждения (выражения, объективации, кристаллизации, рационализации, симво-
лизации) жизни, в ней укорененные и лишь внутри нее функционирующие и
что-то значащие. Все они порождаются жизнью, существуют в ней и для нее,
только в ней обретая все свои смыслы и значения.
Поделиться8982008-03-20 19:25:45
Применительно к аксиологической проблематике особо важно то, что про-
изошло в философии жизни с категориями субъект и объект и с субъект-объект-
ным отношением, внутри которого первоначально конструировалась «филосо-
фия ценностей». Теперь они утрачивают присущий им в классической филосо-
фии статус исходных и фундаментальных, представ в качестве всего лишь внут-
ренних моментов универсального жизненного процесса. Этот процесс как «ме-
сто», в котором возникают, пребывают и что-то значат ценности, устраняет пред-
ставляющее мышление и сознание субъекта в качестве единственного органа их
конструирования и вместилища.
Поделиться8992008-03-20 19:25:57
Изначальная включенность человека в осмыс-
Философия ценностей и ценностная этика 23
1 Именно ценностная проблематика составила содержательный центр всей книги Г. Риккерта,
специально посвященной критике философии жизни. — Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1924.
ляемое и значимое для него существование в мире делает модель субъекта, якобы
мысленно устанавливающего ценности и затем вкладывающего их в реальность
или же сознательно конструирующего их совместно с другими субъектами, эм-
пирически несостоятельной и теоретически неправомерной. Идеальная форма
существования ценностей в сознании субъекта предстала в результате как част-
ный случай, как рационализация ценностного жизненного мира.
Поделиться9002008-03-20 19:26:10
Философия жизни стремилась ввести ценности обратно в бытие, постичь его
само как значимое и ценное «в себе». Отвергнув самобытное («субстанциональ-
ное»—в этом смысле) существование ценностей и их вневременную значимость,
она извлекает их из жизни и вновь погружает в жизненный процесс. Жизнь пре-
выше всех ценностей уже потому, что она есть, а ценности — это всего лишь
«долженствующее быть». Но с той существенной разницей, что это «бы-
тие-как-жизнь» — совсем иное бытие, нежели бытие в понимании европейской
метафизики как якобы существующее до человека и без человека в форме внеш-
ней и безразличной к нему предметности.