Анарон - RPG по мотивам The Lion King

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Анарон - RPG по мотивам The Lion King » Архив » Афонаризмы


Афонаризмы

Сообщений 841 страница 870 из 1000

841

Утверждение тождества бытия
и блага (начиная по крайней мере с неоплатонизма) принадлежало к числу фунда-
ментальных положений метафизики, в том числе и метафизики христианско-тео-
логической. Не случайно исследователи античной философии считают уместным
обсуждать вопрос, в каких случаях мы имеем дело с «этизацией онтологии», а в ка-
ких — с «онтологизацией этики», хотя сама правомерность подобных понятий
применительно к той эпохе может представиться проблематичной.

842

Аристотель одним из первых обосновал различие теоретической и практиче-
ской философии. В теоретической познается сущее, каково оно есть; в практиче-
ской—какие цели людям подобает ставить и как поступать. Это разные виды зна-
ния по их целям и достоинству, но в качестве знания они аналогичны. В греческой
этике споры велись преимущественно о том, что есть «добродетели», «благо»,
«счастье», «удовольствие» и каковы они «сами по себе».

843

Задача состояла в том, чтобы
познать их в истинном содержании таким же образом, как познается все и всякое
сущее. Эту традицию продолжила и средневековая христианская философия, и от-
части (уже на иных основаниях) новоевропейская философия «абстрактных сущ-
ностей» вплоть до Гегеля. До того времени, когда новоевропейская философия «от-
крыла» ценности и специфическое ценностное отношение человека к миру и все-
му в нем пребывающему, преобладало убеждение, что установление ценности (бла-
га, красоты, совершенства и пр.) тех или иных «вещей» или действий должно осно-
вываться на истинном познании соответствующих реалий или качеств, объектив-
но присущих вещам самим по себе и аналогичных прочим «бытийным» качествам,
которыми они обладают.

844

Это означало, по сути, редукцию ценностного отноше-
ния человека к познавательному и «истинной оценки» — к знанию истины.
Вряд ли перспективно подменять дискуссии о сути дела спором о словах. Если
кому-то угодно использовать понятие «ценность» в универсальном внеистори-
ческом смысле,— это его право, и он волен заниматься исследованием «ценно-
стей» в Ветхом и Новом завете, в буддизме и конфуцианстве, в этике Платона,
Аристотеля и т. п. Гораздо важнее терминов видеть, что ситуация, в которой цен-
ности философски осмыслялись как «бытийные реалии», якобы существующие
самостоятельно или как качества, объективно присущие «вещам» и подлежащие
истинному познанию, существенно отличается от другой ситуации, где ценно-
сти и отношение к ним человека предстали как существенно отличающиеся от
сущего и бытия, от их познания и знания.

845

«Мышление в ценностях», напротив, понимает «благо», «справедливость»,
«красоту» и пр. не как реалии или качества, существующие вне нас «сами по
Философия ценностей и ценностная этика 11
себе», а как нечто, значимое лишь для нас, взятое в его отношении к субъекту.
Философские понятия «ценность» и «мышление в ценностях» в их собственном
историческом смысле имеют свои основания только в контексте новоевропей-
ской философии, будучи необходимым следствием ее базисных и исторически
преходящих (а не универсальных) предпосылок.

846

Так же, как не универсальны, а
всего лишь историчны (в качестве фундаментальных) принадлежащие той же
классической эпохе философствования понятия «субъект» и «объект» в их спе-
цифическом новоевропейском содержании и производное от них «субъект-объ-
ектное отношение». Ценностное отношение и мышление в ценностях формиру-
ются только на основе и в контексте субъект-объектного отношения как вид это-
го отношения, а ценности, понятые как значения объекта для субъекта, произ-
водны от этого отношения. То, что ранее именовалось благом (как сущим), для
ценностного сознания предстало ценностным предметом, воплощением и носи-
телем ценности, но ценность теперь—это уже не сам предмет в его собственных
бытийных качествах, а значимость его для субъекта.

847

И все же, сколь ни существенно, что философия ценностей могла сложиться
только на базе субъективного принципа новоевропейской метафизики с фунда-
ментальным для нее «субъект-объектным отношением», еще важнее, что она
стала необходимым результатом развития и последовательного предельного
обобщения этого субъективного принципа. В качестве самостоятельной и тем
более доминирующей философской тенденции аксиология оформляется лишь
на завершающей стадии эволюции классической новоевропейской философии.
Историко(философские предпосылки аксиологии.

848

Сколь бы ни была значительна
роль субъективного принципа Декарта в перспективе последующего формирова-
ния «мышления в ценностях», содержание его собственных философских раз-
мышлений на темы, позже составившие предметную область философии ценно-
стей, во многом оставалось еще традиционным, свидетельствующим, что в
основном он пребывал еще внутри прежней онтологической трактовки ценност-
ных понятий. Показательны, в частности, рассуждения о совершенстве в контек-
сте столь важного для всей философии Декарта онтологического доказательства
бытия Бога, где совершенство понято им отнюдь не как ценность, а как бытийное
качество вещей, объективно им (в той или иной степени) присущее.

849

Однако уже Спиноза, напротив, стремился доказать, что все ценности (в со-
временной нам терминологии), то есть благо, совершенство, справедливость,
добро, красота и пр. объективно не существуют—ни самостоятельно, ни как ка-
чества, присущие вещам самим по себе. Эти понятия, полагал он, не имеют ни-
какого отношения к бытию и его познанию, а целиком формируются субъектом,
и «в действительности составляют только модусы мышления», будучи всего
лишь «различными способами воображения»1,— не более. Они, по Спинозе, не
атрибутивны, а субъективны и соотносительны2

850

Отнюдь не подвергая сомнению этот общий вывод, Спиноза в то же время весьма изобретатель-
но и вариативно пытался его скорректировать, потратив немало усилий на поиск некоторых объек-
тивных предпосылок таких субъективных операций сравнивания, в результате которого мы форми-
руем оценочные суждения о совершенстве, добре, красоте и их степенях.
Важный шаг на пути обоснования субъективности и плюрализма ценностного
отношения был сделан Локком. В молодости и он в соответствии с прежней тра-
дицией полагал, что объективно существует универсальное и истинное для всех
высшее благо и нравственный закон, определяющий правила и нормы его дости-
жения,— причем и то, и другое может быть познано суверенным разумом чело-
века1. Но ко времени «Опытов о человеческом разумении» его позиция смени-
лась на противоположную. Различая добро и зло вообще и нравственное добро и
зло, Локк трактовал последнее как совокупность принятых в данном обществе и
поддерживаемых общественным мнением нравственных норм и критериев оце-
нок.

851

Они устанавливаются по соглашению, и ни о какой объективности и истин-
ности применительно к ним речи быть не может. А вот добро и зло вообще (по
Локку, это удовольствие и предметы, доставляющее нам удовольствие) для всех
индивидов свои собственные и разные. Каждый, замечал он, может выбирать
разное и тем не менее каждый может оказаться прав, но прав только для себя.
Тем не менее и в контексте так плюралистически понятого персонального добра
у Локка своеобразие ценностного отношения в сравнении с познавательным
еще не предполагалось. Человек должен познать свое собственное добро для
себя (как раньше предполагалось познание истинного высшего блага для всех) и
рационально (также на основе знания) выработать средства его достижения.
Давид Юм первым обстоятельно обосновал невыводимость суждений дол-
женствования из познавательных суждений существования и тем самым — вза-
имную нередуцируемость представлений о должном и знания сущего. Самое
точное и полное знание того, что есть, утверждал он, не в состоянии обосновать
то, что следует делать. Цели человеческой деятельности (кроме целей инстру-
ментальных, оказывающихся всего лишь прикладным знанием) не есть, по Юму,
знание в собственном смысле слова и не основаны на познании.

852

В выработке и
формулировке целей, в отличие от познания, истинность которого есть его соот-
ветствие объекту, нет ничего репрезентативного познавательного, отсутствует
отношение его соответствия чему бы то ни было. «Гильотина Юма» (так именуют
его тезис о невозможности вывести нормативные и ценностные суждения из
описательных) стала непосредственной предпосылкой последующего философ-
ски осознанного дуализма «бытия» и «ценностей».

853

«Метафизические основания» философии ценностей у Канта.Ивсе же только Кант
первым в полной мере осознал (пусть и не всегда в такой терминологии) своеоб-
разие вопросов о ценностях в их отличии от вопросов о бытии и о его познании,
выработав тем самым то, что впоследствии предстало как «Метафизические ос-
нования» философии ценностей. Неокантианская аксиология, ставшая первой
развитой и наиболее влиятельной ее формой, впоследствии реализовала лишь
часть содержавшегося у него потенциала перспектив философского осмысления
ценностей2.

854

В данном контексте приходится ограничиться фиксацией основных
обнаруживаемых у Канта тенденций и оценить их в качестве предпосылок буду-
Философия ценностей и ценностная этика 13
1 Эта позиция изложена им в не публиковавшемся при жизни трактате «Опыт о законе природы».
(Локк Дж. Соч. В 3-х т. Т. 3. М., 1988.)
2 Неадекватность (ныне достаточно общепризнанная) неокантианских интерпретаций «истори-
ческого Канта», в том числе якобы понимания им познания как ценностного отношения и истины—
как ценности здесь может быть вовсе оставлена без внимания.
щей аксиологии, тем более что многие из его мыслей по этой проблематике дос-
таточно известны, а некоторые даже хрестоматийны.

855

Во-первых, это трактовка Кантом своеобразия практического отношения че-
ловека к миру в сравнении с теоретическим. В теоретическом (познавательном)
отношении, подчеркивал он, существование предметов предшествует представ-
лениям о них, в практическом, наоборот, представление о предмете в форме
цели предшествует возможности его существования. Иными словами, всякая
цель есть представление о «несуществующем», которое соответственно не может
и познаваться аналогично тому, как познается все сущее.

856

Кант также обнаружил, что все многообразие «каких угодно целей, которые
может ставить человек в его свободе», распадается на два класса неравноправных
по степени их достоинства. Первый — это так называемые материальные цели,
проистекающие из низшей способности желания человека как чувственно-при-
родного и психического существа и определенные качествами предметов, на ко-
торые направлена способность желания, а также все условные инструменталь-
ные цели, являющиеся средствами для достижения иных целей. Другой класс со-
ставляют моральные цели, формулируемые свободной волей человека в качестве
ноуменального разумного существа.

857

Как следствие—два важных момента. Пер-
вый составила кантовская критика всех предшествующих и возможных форм
«материальной этики» и обоснование им нравственного закона (категорическо-
го императива), единственным содержанием которого является форма его все-
общности, то есть пригодность (в качестве правила) для всех разумных существ.
Кант настаивал на том, что философская этика может быть только формальной,
отвергающей возможность определения моральной воли какой бы то ни было
пребывающей вне ее предметностью, то есть качествами объектов желания. Вто-
рой момент — это известная («вторая») формулировка категорического импера-
тива, требовавшая относиться к другому человеку и человечеству в его лице не
только как средству, но также и как к цели, а также содержание кантовской «эти-
котелеологии», где моральный человек предстал «конечной целью» всего миро-
здания и ни при каких условиях не может стать средством для каких бы то ни
было целей.

858

Эти выводы Канта о самоцельности и самоценности моральной
личности стали впоследствии исходными для Германа Лотце в обосновании им
одного из первых вариантов философии ценностей1.
Во-вторых, важна та форма, в какой предстало в философии Канта противо-
поставление природы и свободы и, соответственно,— сущего и должного, тем
более что именно это противопоставление стало непосредственным основанием
дуализма бытия и ценностей в послекантовской аксиологии. В первых двух
«Критиках» (в «Критике чистого разума» и «Критике практического разума»)
сложились две части критической философии, различающиеся по своим пред-
метам: философия природы и философия свободы.

859

Учитывая распространенные среди комментаторов Канта интерпретации, стоит особо огово-
рить, что требование относиться к человеку не как «только средству», «но также как и» к самоцели, он
прилагал лишь к ноуменальному моральному существу, а отнюдь не к человеку во всем многообразии
его качеств. Напротив, и в телеологическом рассмотрении истории «по плану природы», и в «Антро-
пологии с прагматической точки зрения» человек в его эмпирическом существовании («психологиче-
ский», «общественный», «исторический») у Канта с необходимостью оказывается всего лишь средст-
вом осуществления лежащих вне его целей.

860

дело со всем, что есть, а нравственная—только с тем, что должно быть»1. Им со-
ответствуют два ряда необходимости: необходимость законов природы в отно-
шении всего существующего в пространстве и во времени (необходимость суще-
го) и моральная необходимость практического разума в форме долженствования
(необходимость должного). При этом (как многократно подчеркивал Кант) то,
что необходимо по законам долженствования, фактически может никогда не
осуществляться, и наоборот, теоретически мы можем «познавать в природе толь-
ко то, что в ней есть, было или будет. Невозможно, чтобы в природе нечто долж
но было существовать иначе, чем оно действительно существует… если иметь
в виду только естественный ход событий, то долженствование не имеет никакого
смысла. Мы не можем даже спрашивать, что должно происходить в природе,
точно так же как нельзя спрашивать, какими свойствами должен обладать круг;
мы можем лишь спрашивать, что происходит в природе, или какими свойствами
обладает круг»2. Как и в последующей аксиологии, у Канта должное «не сущест-
вует» в том смысле, как существует все сущее; оно лишь «значит» для субъекта,
определителя его целей.

861

В-третьих,— и на этот момент стоит обратить особое внимание, поскольку,
как представляется, именно он не в полной мере был освоен неокантианской ак-
сиологической традицией,— важной предпосылкой философии ценностей стала
третья из кантовских «Критик» — «Критика способности суждения», несмотря
на то что вопрос о ее философском статусе и значении (как в системе критиче-
ской философии, так и вообще) до сих пор остается дискуссионным. Налицо
альтернатива. Одно дело, если эстетическая и телеологическая способности суж-
дения введены Кантом только лишь для преодоления внутренних затруднений
его трансцендентальной философии с целью установить связь между «филосо-
фией природы» и «философией свободы».

862

Причем и это их соединение осущест-
влено Кантом только субъективно (то есть между трансцендентальными способ-
ностями субъекта), а не предметно (то есть между самими природой и свободой),
ибо, по его глубокому убеждению, никакой связи между этими объектами, как и
никакого опосредующего их третьего объекта нет и быть не может.Исовсем дру-
гое, если Канту в способности суждения удалось обнаружить и терминологиче-
ски закрепить новое своеобразное и существенное отношение человека к миру,
заслуживающее быть поставленным в ряд с теоретическим (познавательным) и
практическим (целеполагающим) отношениями, известными прежней фило-
софии.

863

Если бы послекантовская аксиология в качестве своих предпосылок ограни-
чилась теми выводами Канта, что зафиксированы выше в первых двух пунктах,
сфера ее компетентности была бы замкнута практическим отношением, то есть
целями человеческих действий (или какими угодно целями, или — как у самого
Канта — моральными). Природа, история и культура (поскольку последние, су-
ществуя во времени и пространстве, по Канту, также принадлежат миру приро-
ды) оказались бы в последнем случае за пределами ценностного отношения.
Кант обратил внимание на важное обстоятельство: из того, что мир познается
человеком, существование этого мира еще не обретает никакой ценности, и, бо-
Философия ценностей и ценностная этика 15
1 Кант. Критика чистого разума // Кант. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 3. М., 1964. С. 685.
2 Там же. С. 487–488.
лее того, человеческое познание оказывается не в состоянии удостоверить даже
свою собственную ценность. Природа, в бытии которой нет смысла, и не обла-
дающее ценностью человеческое познание делают лишенными ценности и
смысла само существование человечества в природе и в истории.

864

В теоретическом (философском и научном) познании сущего вопросы о цен-
ности и смысле бытия природы и всего в ней существующего, по Канту, непра-
вомерны, потому что природа целиком подчинена необходимым каузальным
законам, и как в ней нет долженствований, так нет ценностей и смыслов. Одна-
ко, полагал Кант, фундаментальная метафизическая потребность человека
мыслить мир не только как целое, но и как обладающий смыслом своего суще-
ствования, не может остаться неудовлетворенной. Но для этого необходимо по-
местить природу и историю в иное измерение, в другую, непознавательную и
«вненаучную» перспективу. Поскольку в самой природе нет и быть не может
имманентно присущих ей ценностей и смыслов, постольку источником тако-
вых может стать только субъект, а единственный для него способ рассмотрения
сущего, способный удовлетворить потребность смыслообразования,— это по-
мыслить природу такой, как если бы она существовала «по целям», то есть те-
леологически.

865

Понятия «смысл» и «ценность» у Канта принадлежат не объяс-
нительному теоретическому ряду с центральным для него понятием «причи-
ны», а телеологическому, предполагающему рассмотрение «по целям». Смысл
есть всегда ответ на вопрос «для чего?», а не «почему?»; смыслы не существуют
в «объектах», а проистекают от субъекта и не познаются, а «примысливаются»
им к объектам. Такова была позиция Канта в отношении того, что Ф. Ницше
позже называл «космологическими ценностями», но вместе с тем и к так назы-
ваемым «ценностям жизни и культуры».

866

Различение познавательного и целеполагающего (вместе с нормативным) от-
ношений человека к миру и, соответственно, теоретической и практической фи-
лософии было обосновано еще Аристотелем и сопровождало (так или иначе) всю
историю философской мысли. Из него исходил и Кант в первых двух «Крити-
ках», но именно и только ему принадлежит заслуга открытия (наряду с ними)
еще одного типа отношения — оценочного, ценностного.

867

Суждения, формули-
руемые рефлектирующей способностью суждения,— это суждения оценочные.
Эстетическая и телеологическая способности суждения оценивают все сущест-
вующее в природе как «сущем», исходя из собственных априорных принципов.
Оценка предстала у Канта как субъективный способ судить об объектах в их от-
ношении к субъекту.

868

Есть веские основания утверждать, что «Критика способно-
сти суждения» стала первой в истории философии специальной книгой об оцен-
ках. Это важно, несмотря на то что неокантианская, а отчасти и феноменологи-
ческая (не исключая Н. Гартмана) философия ценностей, в целом пошла по ино-
му пути, вновь продемонстрировав стремление к сближению ценностного отно-
шения с целеполагающим и нормативным, то есть с «практическим» в традици-
онном смысле этого слова.

869

Кант мыслил внутри фундаментальных оснований классической европейской
философии в контексте «субъект-объектного отношения» и потому полагал:
если ценности не существуют в действительности (как объект), то источником
их может быть только субъект. Это отнюдь еще не был послеромантический
субъективизм с присущим ему ценностным плюрализмом. Напротив, Кант был
16 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
убежден, что философские суждения долженствования и оценки субъективны
(поскольку проистекают от субъекта и не содержатся в действительности, в объ-
ектах), и в то же время они объективны (в кантовском значении объективного),
то есть необходимы и общезначимы, поскольку они выведены из априорных
способностей трансцендентального субъекта.

870

Неокантианская философия ценностей. Аксиология Юго-Западной школы нео-
кантианства (у нас ее чаще именуют Баденской или Фрейбургской) надолго стала
наиболее влиятельной тенденцией в философии ценностей.Ипоныне, когда она
давно уже стала достоянием истории, а ограниченность ее очевидной, некоторые
ее идеи до сих пор сохраняют влияние не только в Германии. О проблематике
ценностей в трудах ведущих теоретиков этой школы В. Виндельбанда и Г. Рик-
керта написано изрядно, в том числе и в русскоязычной литературе, тогда как
философия ценностей Германа Лотце в ней, как правило, лишь упоминается,
хотя в Германии его важная роль в формировании философии ценностей обще-
признана.


Вы здесь » Анарон - RPG по мотивам The Lion King » Архив » Афонаризмы