Анарон - RPG по мотивам The Lion King

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Анарон - RPG по мотивам The Lion King » Архив » Афонаризмы


Афонаризмы

Сообщений 811 страница 840 из 1000

811

Вообще от мороза голова совершенно перестала соображать. Полчаса стоял у кодового замка и пытался вспомнить номер двери. Раньше было наоборот.
На седьмые сутки накатила тоска. Вышел в подъезд к собакам и вместе с другими соседями всласть повыл. Полегчало. А после старшая по подъезду нас всех горячей похлебкой накормила, стало совсем хорошо.

812

Большое утешение - разговор. Лучше если собеседник из тех, что любит поговорить, пока вы молчите. Впадаешь в удивительное состояние не то анабиоза, не то полусна. Так сидел бы и сидел. Одна проблема, - обязательно спросят, что ты по этому поводу думаешь.
В метро опять очень много нас. В вагон влезают и влезают. Хочу на этой почве исследовать одну теорию. Согласно ей нет такого забитого людьми вагона, в который не смог бы влезть опаздывающий на работу житель столицы.

813

А в московском метро - самые безопасные двери! Каждый москвич, открывающий тугую прозрачную створку и не глядя заставляющий ее лететь назад, может быть абсолютно уверен - со стороны спины ему опасность не грозит.

814

Тревога недели - ограничения потребления энергии. В Москве это делается так. Системный блок ты включить можешь, а монитор - нет. Или одну половинку сосиски обжарить можешь, а вторую - нет.

815

У многих в эти дни неспокойно на сердце. К нам приходят во снах разносчики пиццы, почтальоны, курьеры - все те, кого мы угробили и засугробили. Простите нас! Мы не по злому умыслу, по наивности!

816

Вспоминая службу в армии, представляю, каково в эти дни было солдатикам. Наверняка там сейчас нелегко. И наверняка поставили печки-буржуйки. И наверняка прапорщик опять не разобрался, как подключать эти печи к электросети.

817

Помню, когда было очень холодно, выдавали теплые носки. Но в сапогах нам нравилось больше.
И если уж там мы выдерживали, неужели испугаемся этой второй волны? Да не будем мы ее бояться! Запремся, законопатим все, обогревателей понаставим, вспомним, что еды не купили, сбегаем за продуктами, опять запремся, законопатим все, обогревателей понаставим, включим телевизор с прогнозом погоды, накроемся одеялом - и нам ничего не страшно! Если, конечно, только энергии хватит на всех.

818

За эти дни стало понятно одно. Чем бы будем ближе друг к другу, тем сложнее нас будет сломить любым холодам. А уж если рядом с нами будут еще и белки:.

Как бы ни было темно, скоро будет ясно!

Финал дневника замерзающего.

Олег Козырев, 24.01.2006

819

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНАЯ ЭТИКА
«Забытый философ» — этим эпитетом, вынеся его в название статьи и тут же
скептически заключив в кавычки, наградил Гартмана А. Н. Малинкин, ссылаясь,
в частности, на то, что русскоязычному читателю Гартман мало известен1 и что
даже ныне, когда переводят и издают почти все, интерес к нему (в отличие от
модных «ниспровергателей» философских основ) не возрос. В завершение Ма-
линкин выразил уверенность, что «рано или поздно к Н. Гартману придется вер-
нуться»2. Публикуемая «Этика» — шаг на пути «возвращения» к Гартману, а для
многих и его «открытия». Гартман действительно не принадлежит к числу самых
известных и часто цитируемых, «читаемых и почитаемых» немецких философов
прошедшего века. Не считая специальных трудов по истории философии в Гер-
мании ХХ в., и в немецких философских публикациях к Гартману обращаются не
так уж часто, а серьезное теоретическое обсуждение его идей встречается еще
реже. Даже в рамках традиции феноменологической философии ценностей и
материальной этики его коллеге и отчасти единомышленнику Максу Шелеру во
всех этих отношениях повезло неизмеримо больше.

820

Скончавшийся в 2002 г. в возрасте 102 лет патриарх немецкой философии
Ганс Георг Гадамер был одним из немногих, кто практически во всех своих со-
чинениях по этической и аксиологической проблематике воспроизводил и
комментировал позиции Гартмана. Гадамер, работавший в студенческие годы в
семинаре Гартмана, вспоминал: «Прошло более полувека со времени появле-
ния „Этики“ Николая Гартмана, и к еще более раннему времени восходят им-
пульсы и вызовы, которые я сам воспринимал в молодые годы, следуя его лич-
1 Из многих написанных Гартманом томов на русском языке изданы «Эстетика» (М., 1958) и глава
из книги «Проблема духовного бытия» (Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология
ХХвек. М., 1995). Исследовательская и комментаторская литература о нем у нас также крайне скудна.
Не считая публикаций, посвященных «Эстетике» (после ее издания на русском языке),— стоит на-
звать монографию Т. Н. Горнштейн (Философия Николая Гартмана. Л., 1969). При всех соответст-
вующих тому времени весьма резких критических высказываниях по адресу буржуазного философа
Гартмана, это серьезное исследование, тематически ограниченное реконструкцией и анализом онто-
логической и гносеологической проблематики философии Гартмана, сохраняет свое значение. Этой
же проблематике посвящена глава о Гартмане в книге В. Д. Губина (Онтология. Проблема бытия в со-
временной европейской философии. М., 1998). Лишь недавно в серии «Слово о сущем» Санкт-Петер-
бургского издательства «Наука» издан перевод важной для понимания «новой критической онтоло-
гии» книги Н. Гартмана «К основам онтологии» со вступительной статьей Я. А. Слинина. (СПб.,
2002). Аксиологическая и этическая проблематика философии Гартмана в отечественной философии
по сути еще не осваивалась.

821

Так и новое углубление в этот
труд и в проблему ценностной этики вообще означает для меня способ само-
проверки… Правда, ученическое отношение, которое мы все тогда в 20-е гг. ис-
пытывали к Николаю Гартману, всегда было полным напряжения. Гартман так-
же хорошо осознавал, что он плыл «против потока» — потока философствова-
ния, «отчеканенного» историческим сознанием, которое так же, как и он сам,
определенно было не удовлетворено методологизмом господствовавшей нео-
кантианской школы…»1 Похоже, что и в те времена Гартман мог выглядеть «не-
своевременным».

822

Традиционная биографическая справка. Николай Гартман, остзейский немец
родился в Риге в 1882 г. Закончил Санкт-Петербургский университет в 1901 г. ба-
калавром по классической филологии. Уехав из России в Марбург в 1905 г., он на
долгие годы «попал в объятия» лидеров Марбургской школы неокантианства,
под чьим влиянием и сформировался как философ. В 1907 г. стал доктором фи-
лософии, затем (с 1925 г.) доцентом, позже профессором Марбургского универ-
ситета. Впоследствии профессор Кёльнского и Берлинского университета, где
его и застал конец войны. Умер в Гёттингене в 1950 г.

823

Философская деятельность Гартмана (в 1909 г. опубликована его первая книга
о логике бытия у Платона) совпала с эпохой бурных политических потрясений:
кайзеровская Германия, первая мировая война и поражение Германии, затем
Веймарская республика, диктатура национал-социализма, мировая война, вновь
поражение Германии и послевоенная разруха. Гартман был участником первой
мировой войны, но в политических схватках предпочитал не участвовать, хотя
мало кто из немецких философов-интеллектуалов в те годы оставался в стороне
от них. К началу 30-х гг. произошла резкая поляризация политических ориента-
ций большинства из них. Оформились основные тенденции: левая неомарксист-
ская (Д. Лукач и теоретики Франкфутской школы М. Хоркхаймер, Т. Адорно,
Э. Фромм, Л. Лёвенталь, Г. Маркузе, Э. Блох, В. Беньямин), либеральная (К. Яс-
перс, М.Шеллер, К. Мангейм), консервативная (Г. Фрайер, К. Шмитт, М. Хай-
деггер). Позже многие из первых двух групп оказались в эмиграции, третьи по-
шли на сотрудничество с нацистами. Гартман оставался «всего лишь профессо-
ром» и в отличие от многих, в том числе от А. Вебера, даже не был отстранен от
преподавания.

824

Получив философское образование и воспитание у марбургских неокантиан-
цев, Гартман разделял их философские позиции до начала 20-х гг. Его отход от
неокантианства свершился под влиянием критики Э. Гуссерлем психологизма и
неокантианского субъективизма. Свои счеты с неокантианством Гартман свел в
книге «Основные черты метафизики познания» (1921). Разрыв был полным и,
надо полагать, для Гартмана небезболезненным. В опубликованной четыре года
спустя «Этике» критический пафос в отношении неокантианской теории ценно-
стей и кантовского этического формализма стал одним из главных ее мотивов.
В философском самоопределении Гартмана важную роль сыграли М. Хайдеггер
и М.Шелер, чьи труды Гартману были известны и ранее и с кем он позже непо-
средственно сотрудничал в Кёльнском университете. С Хайдеггером (его колле-
6 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
1 Gadamer H.G. Wertethik und praktische Philosophie // Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Tuebin-
gen. 1999. Bd 4. S. 203.
гой по Марбургскому университету) Гартмана сближала общая тенденция их фи-
лософской эволюции от трансцендентальной феноменологии раннего Гуссерля
к конструированию философской онтологии. То, что «новая критическая онто-
логия» Гартмана в результате имела очень мало общего с «фундаментальной он-
тологией» Хайдеггера,— это вопрос существенный, но пока вторичный.

825

СШеле-
ром Гартмана объединяла другая общая задача: разработка феноменологической
философии ценностей и феноменологической «материальной этики». Хотя по-
рой Гартмана и называют «систематизатором шелеровской аксиологии и этики»,
якобы лишь более последовательно реализовавшим его феноменологические ус-
тановки, на деле расхождений между ними (в том числе и по фундаментальным
вопросам аксиологии и этики) было немало.

826

Гартман плодовитый писатель, о чем свидетельствует перечень его главных
книг, написанных в «постнеокантианский» период. Помимо упомянутых работ
«Основные черты метафизики познания» (1921) и «Этика» (1925) это «Проблема
духовного бытия» (1933), «К основам онтологии» (1935), «Возможность и дейст-
вительность» (1938), «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о кате-
гориях» (1940), «Философия природы. Абрис специального учения о категориях»
(написана до незаконченной «Эстетики» (1945), но, как и «Эстетика», опублико-
вана в 1950 г. Он (о чем считают нужным упомянуть все комментаторы его фило-
софии) стал последним немецким философом, создавшим целостную философ-
скую систему, включающую все традиционные «части» философии, все (в тер-
минологии Гегеля) «философские науки»: онтологию, теорию познания, натур-
философию, социальную философию, этику и эстетику. И сделал он это в ХХ в.,
когда философская ситуация оказалась крайне неблагоприятной для конструи-
рования философских систем, и, более того, когда восторжествовало почти все-
общее убеждение, что время индивидуальных авторских философских учений,
охватывающих в систематической форме всю философскую проблематику в ее
целостности, безвозвратно миновало. К этому вопросу еще придется вернуться,
но уже здесь уместно заметить, что способ осмысления и реализации Гартманом
«принципа системности» в философии, равно как и содержательное ядро его
системы в полной мере «современны» философским исканиям первой полови-
ны двадцатого столетия. Нередко его философия оценивалась как классическая,
а порой даже и как архаическая. В ряде существенных моментов (построение
систематической философской системы, дифференцированный анализ катего-
рий, академичность изложения, а отчасти и само содержание) философия Гарт-
мана действительно может выглядеть несколько архаично, но в целом такого
рода оценки вряд ли адекватны.

827

В философской системе Гартмана, сформировавшейся после его разрыва с
неокантианцами, метафизика познания и «Этика» стали началом, а «Эстетика»
(как это было принято и в системах классического немецкого идеализма) —
увенчивающим ее завершением как во времени, так и по существу. «Этика» Гарт-
мана — как это порой некоторые (в том числе и упомянутый Гадамер) полага-
ют—была наиболее фундаментальной, последовательной и обстоятельной фор-
мой феноменологической «этики ценностей». Оценка того, что удалось ее автору
достигнуть на этом пути, может оказаться весьма поучительной и для оценки
перспективности не только «ценностной этики», но отчасти и философии цен-
ностей в целом. Конечно, при этом необходимо учитывать, что и при положи-
Философия ценностей и ценностная этика 7
тельных, и при негативных оценках ее содержания оценки эти не могут прямо
транспортироваться на всю и всякую этику ценностей.

828

Вполне может оказаться,
что несомненные приобретения Гартмана в аксиологии и ценностной этике дос-
тигнуты им совершенно независимо от философии ценностей и «аксиологиче-
ской» методологии. Поэтому наличие таких приобретений не может свидетель-
ствовать о каких-то преимуществах как ценностного подхода в целом, так и его
феноменологической версии. И напротив: неудача конкретного исследования
могла бы стать результатом не недостатков «ценностного подхода» как такового
и даже не феноменологического варианта философии ценностей, а следствием
личной авторской концепции Николая Гартмана.

829

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ И «МЫШЛЕНИЕ В ЦЕННОСТЯХ»
«Этика» Гартмана — это «ценностная этика», иными словами, философия
этических ценностей. В этом он видел своеобразие и преимущества своей этики
в сравнении со всеми прежде существовавшими формами философской этики.
Предполагалось, что ценностная этика основывается на общей философии цен-
ностей (аксиологии), будучи необходимой и (как полагал Гартман) наиболее
«продвинутой» ее частью. Представить в самых общих чертах состояние и тен-
денции предшествующей философии ценностей желательно для прояснения как
непосредственных предпосылок, так и существа собственной аксиологической
позиции Гартмана. Однако для обращения к «урокам философии ценностей»
есть и более актуальные мотивы. В отечественной философской, культурологи-
ческой и социологической мысли последних десятилетий вновь оживился инте-
рес к ценностной проблематике. По распространенному (хотя и не бесспорному)
мнению именно философия ценностей в состоянии занять нишу, якобы освобо-
дившуюся после широко разрекламированного краха материалистического по-
нимания истории, в котором собственно аксиологическая проблематика оказы-
валась на периферии философского поиска и интерпретировалась в качестве
вторичной и производной от исследования объективных общественно-истори-
ческих процессов.

830

Вместо этого предлагается объяснить и понять общество,
культуру и историю из «ценностей», образующих, как полагают, их основания и
определяющих их историческое своеобразие. Возродившееся противостояние
пропагандистов «общечеловеческих» и апологетов «национально-самобытных»
ценностей также обострило современную «ценностную ситуацию». В то же вре-
мя все попытки аксиологических трактовок культуры и истории неизбежно на-
талкиваются на откровенную дискуссионность фундаментальных философских
вопросов о существе, основаниях, способах существования и роли ценностей в
общественной жизни. Поэтому оценка достигнутых аксиологией результатов, ее
возможностей и перспектив будет отнюдь не лишней.

831

Историчность философского «мышления в ценностях». Прежде чем оценивать эти
результаты в соотнесении с заявленными теоретиками философской аксиологии
претензиями, необходимо уточнить временные и содержательные границы этой
философской традиции. Тот факт, что аксиология в качестве самостоятельного
направления философской мысли и составной части философских учений офор-
8 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
милась по историческим меркам совсем недавно (всего лишь в XIX в.), никем со-
мнению не подвергается. Проблематично другое, а именно: означает ли столь
позднее закрепление понятия «ценность» в философии, что само это понятие,
как и так называемое «мышление в ценностях» есть приобретение столь же не-
давнего прошлого. Ведь не исключено, что люди всегда и везде «мыслили в цен-
ностях», но подобно господинуЖурдену, не ведавшему, что он говорит прозой, не
знали, как это назвать. Вопрос о хронологических границах философии ценно-
стей оказывается не внешним, а содержательным и непосредственно связанным
с уяснением своеобразия и содержания ценностного отношения человека к миру.
Историчность содержания конкретных «ценностей культуры», то есть много-
образие и изменчивость ценностных представлений людей, эпох и народов, не-
сомненна для всех, и ниже о ней еще пойдет речь. Здесь же обсуждается вопрос
об «историчности» самой философии ценностей и якобы лежащего в ее фунда-
менте «мышления в ценностях».

832

Есть веские основания утверждать, что сущно-
стное противополагание «бытия» и «ценностей», познавательного и ценностно-
го отношений человека к миру сформировалось в ходе истории и само историч-
но. Имеется в виду при этом историческое формирование фундаментальных
предпосылок, которые условно могут быть названы «метафизическими основа-
ниями мышления в ценностях». Есть существенные аргументы в пользу того, что
только во второй половине XIX в. в Западной Европе вместе с формированием
философии ценностей вся европейская метафизика, по словам М. Хайдеггера,
становится «мышлением в ценностях»1. С другой стороны, философы, сами при-
надлежащие к аксиологической традиции, без труда обнаружили «ценностную
проблематику» во всей предшествовавшей философии и склонны интерпрети-
ровать все прошлые эпохи и культуры в ценностных понятиях, приписывая и им
«мышление в ценностях», предполагая при этом, что в те ранние времена фило-
софия всего лишь «еще не» осознала и не закрепила понятийно своеобразие цен-
ностного отношения и ценностного сознания.

833

Как писал М. Хайдеггер, «сразу же после появления ценностной заговорили о
„культурных ценностях“ средневековья и о „духовных ценностях“ античности,
хотя ни в средневековье не было ничего подобного „культуре“, ни в антично-
сти — ничего подобного „духу“ и „культуре“. „Дух“ и „культура“ как желатель-
ные и испытанные виды человеческого поведения существуют только с Нового
времени, а „ценности“ как фиксированные мерила этого поведения — только с
новейшего времени»2. В наши дни «неисторичность» установки, которую в дан-
ном случае имел в виду Хайдеггер, достаточно признана, и искать «ценности» в
античной (тем более в восточной и архаичной) философской мысли для многих
представляется не самым перспективным занятием, неизбежно ведущим к мо-
дернизации прошлых эпох и культур.

834

Одним из главных приобретений истори-
ко-философского знания за последнее столетие явилось признание фундамен-
тального значения того факта, что исторические способы философствования
различались не столько тем, что мыслилось (то есть непосредственным содер-
жанием философских идей), но в первую очередь, как оно мыслилось (типами и
способами философствования). Отсюда проистекает методологическое следст-
Философия ценностей и ценностная этика 9
1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 65.
2 Там же. С. 72.
вие, если и не вовсе запрещающее, то во всяком случае существенно ограничи-
вающее попытки интерпретировать философские учения прошлых эпох в кате-
гориях и понятиях классической новоевропейской или современной филосо-
фии.

835

Есть основания отчасти согласиться с Хайдеггером и другими зарубежны-
ми и отечественными исследователями, придерживающимися в этом пункте
близких ему позиций в том, что инструментарий аксиологических понятий, ис-
пользуемый без соответствующих ограничений и оговорок, зачастую оказывает-
ся непродуктивным применительно к другим культурным эпохам именно в силу
неадекватности этих понятий историческим реалиям прошлого. Однако это тре-
бование методической строгости, формулируемое в столь категоричной форме,
и само может представиться чрезмерным терминологическим пуризмом. «Исто-
ризация понятий» (в принципе необходимая) имеет границы. В противном слу-
чае при полном отказе от понятий, присущих современному философствова-
нию, осмысление чуждых нам культур и эпох стало бы вовсе невозможным, а по-
тому в полной мере подобная установка нереализуема.

836

Она уместна, скорее, в ка-
честве предостережения от некорректного стремления приписывать наши теоре-
тические понятия мыслителям прошлого. Вопрос же по существу, в какой мере и
в каких границах понятийный аппарат современной аксиологии приложим к ис-
следованию культур и образа жизни иных времен и народов, порождает ком-
плекс методологических проблем, входить в детальное обсуждение которых
здесь вряд ли уместно.

837

Другая, альтернативная, позиция находит поддержку в повседневном здравом
смысле, явно протестующем против историзации понятия «ценность» и ценно-
стного отношения. Невозможно представить исторические и повседневные жиз-
ненные ситуации, в которых люди не относились бы заинтересованно к тем или
иным моментам их жизненной реальности, не разделяли бы их на ценные и ни-
чтожные, не имели бы ценностных предпочтений и не формулировали бы соот-
ветствующих оценок их. Совершенство, добро, красота, добродетель, справед-
ливость, мужество и множество аналогичных «ценностных» понятий (как и про-
тивоположных им «анти-ценностей») издавна присутствуют в языковых и жиз-
ненных практиках всех народов.

838

Уже первые акты обменов породили представ-
ления о сопоставимой цене и ценности обмениваемых товаров. Не случайно
в большинстве европейских языков «цена» и «ценность» этимологически близ-
ки, а в немецком «ценность» и «стоимость» и по сей день обозначаются одним
словом, что дает основание генетически выводить первое из второго. Тем самым,
тезис об историчности ценностного отношения человека к миру, если он хочет
претендовать на истинность, должен означать нечто иное и более определенное.
Возможен и компромисс. Если понятие «ценность» рассматривают в контек-
сте самостоятельной философской аксиологии, где ему принадлежат централь-
ные место и роль, историческое начало философии ценностей (как обычно и де-
лают) можно датировать с Канта и неокантианской традиции.

839

Но в философских
текстах слово «ценность» присутствовало намного раньше, вне связи с какой бы
то ни было «аксиологией», а если обратиться к истории того, что позже в фило-
софии выделилось в ценностную проблематику и (в современном смысле) может
быть названо «ценностными понятиями», то таковые восходят к историческим
началам философии, а вне ее издавна применялись людьми в их жизненной
практике. Тогда тем более важно уяснить, что же должно было произойти и на
10 Ю. В. Перов, В. Ю. Перов
деле произошло, прежде чем ценностная проблематика в философии отделились
от философских вопросов о сущем, о бытии и их познании, а ценностное отно-
шение человека к миру было понято в качестве своеобразного, отличного от по-
знавательного отношения.

840

Предпосылкой современного философского различения «бытия» и «ценно-
стей» стало осознание принципиальных различий между познанием «сущего» и
представлениями людей о «должном». В так называемом «онтологизме» филосо-
фии античного «космоса» и средневекового «универсума» «истинно-сущее» совпа-
дало с «должным», и их различение могло быть лишь намечено в качестве аспектов
единой познаваемой людьми объективной реальности. Благо, красота, справедли-
вость, истина и пр. были поняты как бытийные онтологические реалии, как сущее
или как предикаты, присущие ему «самому по себе».


Вы здесь » Анарон - RPG по мотивам The Lion King » Архив » Афонаризмы